Произведения Крида (пустая комната, в которой свет включается и выключается; несколько коробок, поставленных одна на другую; несколько гвоздей, вбитых в стену на разную глубину; вход в комнату, наполовину загороженный лавкой-качалкой) озадачивают. Мне кажется, эти произведения искусства даже не перевозят с места на место, а просто воссоздают по инструкции. Ведь поставить вдоль стены шесть метрономов - сущий пустяк. О выставке сказать больше нечего.
Единственное, не советую посещать эту выставку людям, подумывающим о самоубийстве. Потому что после просмотра вероятность возникновения вопроса "неужели я совсем перестал понимать этот мир??" и, как следствие, ощущения полной оторванности от творящейся вокруг жизни настолько велика, что для иных сомневающихся выставка может стать последней каплей. :))))
На открытии своей выставки в Музее современного искусства Мартин Крид спел песенку собственного сочинения. Называлась она «What’s the point of it?» («В чём тут смысл?») и только из этой фразы и состояла. Аккомпанируя себе на гитаре, Мартин для пущей убедительности притопывал ногой. Я спросила: действительно ли современный художник должен задавать вопрос о смысле? Обязательно, - ответил Мартин, - надо понимать, что делаешь. Сам он очень хорошо это понимает. Вот, например, одна из наиболее известных его работ: в пустом зале то гаснет, то зажигается свет - что называется, почувствуйте разницу. Или работа, сделанная специально для москвичей: светящаяся надпись «Всё будет хорошо» на фасаде здания на Петровке, 25. Смысл здесь тоже есть, но прямо противоположный - ведь не будет... И так далее. Все хладнокровно продумано и пронумеровано. Своим работам Крид дает не имя, а номер. Самая последняя - кажется, № 1081.