Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.1

Выставка
Карандашный рисунок: от Ореста Кипренского до Казимира Малевича

Базовое умение русского искусства

Эдак случайно — в рамках цикла «Техники и материалы графики», камерно, в анфиладе специально графике предназначенных залов — Третьяковка по большому счету высказалась, почему она вообще есть. Потому что вопреки старинному подозрению об онтологической несостоятельности в России изобразительного искусства на европейский манер русские все же умеют рисовать.

  • Карандашный рисунок: от Ореста Кипренского до Казимира Малевича – афиша
  • Карандашный рисунок: от Ореста Кипренского до Казимира Малевича – афиша
  • Карандашный рисунок: от Ореста Кипренского до Казимира Малевича – афиша
  • Карандашный рисунок: от Ореста Кипренского до Казимира Малевича – афиша
  • Карандашный рисунок: от Ореста Кипренского до Казимира Малевича – афиша
Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
10 ноября 2010
Нарисовавшиеся в истории русского искусства

Рисунок, служивший на протяжении истории классического искусства способом интернационального общения — потому что в правильном рисунке можно передать и мысль от картины, и впечатление от скульптуры, и внушения архитектурного ордера, композицию, свет, все; олицетворение простоты, в одном штрихе заключающее знак, смысл, и торжество, экспрессию мускульной моторики, — рисунок был тогдашним лингва франка. А дальше начинаются «трудности пере­вода». Эдак случайно — в рамках цикла «Техники и материалы графики», какая-то по счету выставка: камерно, в анфиладе специально графике предназначенных залов, — Третьяковка по большому счету высказалась, почему она вообще есть. Потому что русское искусство, ага. А что такое русское искусство? Старинное подозрение об онтологической несостоятельности в России изобразительного искусства на европейский манер («русские не умеют рисовать») происходит, понятно, из общего сомнения — правильно ли поняли аборигены, если поняли, уроки европейской культуры (отсюда и, например, «русские не умеют играть в футбол»). Подняв рисунки за сто с лишним лет расцвета (XVIII век заявлен, но больше для виду), Третьяковка, чаянно или нет, предложила главный аргумент в пользу собственного существования: русские рисовать умеют. Потому что на­учились — и долго учились; феномен главных русских рисовальщиков-умельцев, Репина и Серова, которым по залу, — все это относится к финальному этапу эволюции. А поначалу это покажутся не совсем русские: Бруни, Брюллов. И потом тоже: Врубель, Серов, Репин, которого Стасов всегда почитал «хитрым хохлом». Что же собственно русские? Те тоже: Кипренский, Саврасов — учился у Рабуса, но и тот петербуржский уроженец, — Шишкин, Васильев, Малявин, которого учил Репин, о котором Стасов… ну да ладно уже. И в конце: Малевич Казимир Северинович. Диковинная авторская перелицовка в карандаше малевичевского портрета Ивана Клюна («Усовершенствованный портрет строителя», 1913) завершает, пополам с графикой Гончаровой, ученический этап, когда русское искусство рисовало… другое искусство, западное. Изображало изображаемое. Следующая выставка будет про другое, совсем другое.

2
0

Отзывы

9
Катерина
40 отзывов, 334 оценки, рейтинг 61
19 апреля 2011

Замечательная выставка, рада, что попала на нее, хоть и в последние дни работы.
Понимаю, что увидела, наверно, лишь очень скромную часть богатого наследства, оставленного чудесными русскими художниками. Можно ли на основании этой малой толики делать выводы о том, какие объекты привлекали художников разных эпох, что их вдохновляло 200, 150, 100 лет назад? Мне это показалось интересным.
Что можно было увидеть в первом зале? Большой портрет Екатерины II, мягчайший и светлейший, может быть, ставший таким от долгого времени, стирающего не только карандаш с бумаги, но и камни. Еще портреты, и тоже непростых людей: княжны, тайные советники, герои Отечественной войны 1812 года. Все благородны, прекрасны, полны достоинства. Пейзаж - конечно, с древнеримскими руинами. Бруни, Кипренский, Тропинин.
Следуем дальше. Тут царствует Брюллов, его работы - это почти античный гимн божественно прекрасным лицам, ослепительно совершенным телам. Боги как люди, и люди как боги.
Времена смещаются, наслаиваются друг на друга. На рисунках первой половины 19 века древние Греция и Рим живут и процветают, Диоген проповедует, сидя рядом со своей бочкой, а от наводнения в Петербурге 1824 года спасаются, кажется, современники эксцентричного философа. Волшебный карандаш Александра Иванова оживляет статую Венеры, она поворачивается, взирая на героев совсем-совсем другой божественной истории: на противоположной стене Иоанн Креститель, Иосиф, тоже вызванные к жизни гением Иванова.
Когда мне, простому зрителю, стало трудно дышать в этих разреженных горних высях, я пошла дальше, и сдвинулась ближе и к нашему времени, и к нашим родным краям. Старые сосны, весенний пейзаж, большая вода - грачи прилетели! Какой чудный рисовальщик Алексей Кондратиевич Саврасов, для меня это просто открытие! А шишкинский Пор-порог, всего два цвета и - белая шипящая вода, настоящая, разве не чудо?
Герои рисунков уже другие, не боги, не сильные мира сего. Муж, вытаскивающий женины бусы, чтобы расплатиться с карточными долгами, шаловливая дочурка, примеряющая папочке чепчик, вдовушка - это все люди с работ Павла Федотова. Жаль оставлять их, забавных и нелепых, и невероятно трогательных, но - дальше, дальше! Что там, кто там?
Серов! Как послушны ему карандаш и бумага, как меняется характер штриха, нежный и мягкий в детских портретах, резкий и четкий в портрете Станиславского, легкий, летящий в портрете Карсавиной, можно ничего не знать о тех, чьи черты уловил Серов - и узнать многое по этим экономным линиям, сбежавшим с кончика карандаша.
А знаете ли вы, что цветными карандашами можно нарисовать совершенно живое лицо? Посмотрите на портреты Блока, Лансере, Добужинского, созданные Константином Сомовым, это просто невероятно, они дышат!
Есть, оказывается, другой способ добиться высшей достоверности, этот секрет знал Врубель, веришь и в его Демона с нездешними огромными глазами, и в пророка, хоть видишь их только на листе бумаги. Как удалось Михаилу Александровичу выразить невыразимое, поймать бестелесное, думаю, не сможет объяснить ни один искусствовед, потому что нет другого Врубеля. Но как мучительно-совершенны его рисунки, не важно, на что упал взгляд художника: роза, складки ткани, острые ветви, деревянный забор, все линии выверены и точны.
Может ли карандашный рисунок быть более искусным? Похоже, новые творцы 20-го века решили, что поиски технического совершенства не для них. Новый век, новое искусство, новое время. Нет больше прекрасных дам, бравых офицеров, боги все скопом повержены и упразднены, классические пейзажи безнадежно устарели. Что взамен? Нарочито грубые навязчиво-жирные линии, разъятые на простые формы предметы и существа. На листе - избыток черного, где свет, где рефлекс, полутень? Ничего этого нет. Мне кажется, и души в этих рисунках нет. Только на двух работах Петра Кончаловского хочется задержать взгляд, да на Арлекине от Яковлева, только здесь есть жизнь.
Верю, что и в 20, и в 21 веке художники по-прежнему рисуют карандашом на бумаге, и было бы очень интересно сравнить эти рисунки с работами прежних мастеров. Что является источником вдохновения сейчас?

0
0
7
Виктор Ревякин
10 отзывов, 11 оценок, рейтинг 4
21 марта 2011

В общем, выставка очень интересная.
Много там всех: Серов, Репин, Брюллов, Шишкин, Малевич и т.д.
Собственно, от Малевича мы знаем, что ожидать ;-) А остальные рисунки мне правда понравились.

Особо отмечу портрет Блока в исполнении Сомова! Шикарен!
Еще хороши рисунки Серова, Брюллова и Врубеля.

А не понравились рисунки, выполненные в стиле классицизма. По-моему, это чересчур. Я лично весьма тяжело воспринимаю цветные картины этого направления, а вот в карандаше вообще сложно воспринимать. Из-за монохромности все люди будто восковые. Музей мадам Тюссо на бумаге. Брр. Даже немного неприятно.

Вот поэтому у меня сложилось двоякое мнение об экспозиции. И нравится, и не нравится.
В принципе, если любите карандашные рисунки, то советую сходить.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все