Выставки Москвы

Выставка Карандашный рисунок: от Ореста Кипренского до Казимира Малевича, Москва
Третьяковская галерея, 29 октября 2010 – 18 апреля 2011

8

Базовое умение русского искусства

Эдак случайно — в рамках цикла «Техники и материалы графики», камерно, в анфиладе специально графике предназначенных залов — Третьяковка по большому счету высказалась, почему она вообще есть. Потому что вопреки старинному подозрению об онтологической несостоятельности в России изобразительного искусства на европейский манер русские все же умеют рисовать.

Место проведения

Третьяковская галерея
Главный музей отечественного искусства в Москве
Третьяковка с 2017 года официально разделилась на два комплекса: на Крымском Валу теперь «Новая Третьяковка» и XX век, в Лаврушинском переулке — все, что было раньше. В старой без малого 1300 произведений — от икон и мозаик XI века до портретов и пейзажей начала века XX. Среди безусловных шедевров — «Троица» Андрея Рублева и «Явление Христа народу» Александра Иванова.  Временные выставки-блокбастеры с равным успехом проходят и в старом, и в новом здании: шедевры Ватикана, например, показывали в Инженерном корпусе комплекса на Лаврушинском, а смотр работ периода оттепели проходил на Крымском Валу. Очереди, впрочем, стоят перед обоими филиалами, так что билеты лучше покупать заранее.  
телефон+7 (495) 957 07 27
адрес
ценаВход 150–450 р., для детей до 18 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьТретьяковская галерея

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Нарисовавшиеся в истории русского искусства

Рисунок, служивший на протяжении истории классического искусства способом интернационального общения — потому что в правильном рисунке можно передать и мысль от картины, и впечатление от скульптуры, и внушения архитектурного ордера, композицию, свет, все; олицетворение простоты, в одном штрихе заключающее знак, смысл, и торжество, экспрессию мускульной моторики, — рисунок был тогдашним лингва франка. А дальше начинаются «трудности пере­вода». Эдак случайно — в рамках цикла «Техники и материалы графики», какая-то по счету выставка: камерно, в анфиладе специально графике предназначенных залов, — Третьяковка по большому счету высказалась, почему она вообще есть. Потому что русское искусство, ага. А что такое русское искусство? Старинное подозрение об онтологической несостоятельности в России изобразительного искусства на европейский манер («русские не умеют рисовать») происходит, понятно, из общего сомнения — правильно ли поняли аборигены, если поняли, уроки европейской культуры (отсюда и, например, «русские не умеют играть в футбол»). Подняв рисунки за сто с лишним лет расцвета (XVIII век заявлен, но больше для виду), Третьяковка, чаянно или нет, предложила главный аргумент в пользу собственного существования: русские рисовать умеют. Потому что на­учились — и долго учились; феномен главных русских рисовальщиков-умельцев, Репина и Серова, которым по залу, — все это относится к финальному этапу эволюции. А поначалу это покажутся не совсем русские: Бруни, Брюллов. И потом тоже: Врубель, Серов, Репин, которого Стасов всегда почитал «хитрым хохлом». Что же собственно русские? Те тоже: Кипренский, Саврасов — учился у Рабуса, но и тот петербуржский уроженец, — Шишкин, Васильев, Малявин, которого учил Репин, о котором Стасов… ну да ладно уже. И в конце: Малевич Казимир Северинович. Диковинная авторская перелицовка в карандаше малевичевского портрета Ивана Клюна («Усовершенствованный портрет строителя», 1913) завершает, пополам с графикой Гончаровой, ученический этап, когда русское искусство рисовало… другое искусство, западное. Изображало изображаемое. Следующая выставка будет про другое, совсем другое.

Отзывы пользователей о выставке «Карандашный рисунок: от Ореста Кипренского до Казимира Малевича»

Фото Катерина
отзывы:
37
оценок:
110
рейтинг:
53
9

Замечательная выставка, рада, что попала на нее, хоть и в последние дни работы.
Понимаю, что увидела, наверно, лишь очень скромную часть богатого наследства, оставленного чудесными русскими художниками. Можно ли на основании этой малой толики делать выводы о том, какие объекты привлекали художников разных эпох, что их вдохновляло 200, 150, 100 лет назад? Мне это показалось интересным.
Что можно было увидеть в первом зале? Большой портрет Екатерины II, мягчайший и светлейший, может быть, ставший таким от долгого времени, стирающего не только карандаш с бумаги, но и камни. Еще портреты, и тоже непростых людей: княжны, тайные советники, герои Отечественной войны 1812 года. Все благородны, прекрасны, полны достоинства. Пейзаж - конечно, с древнеримскими руинами. Бруни, Кипренский, Тропинин.
Следуем дальше. Тут царствует Брюллов, его работы - это почти античный гимн божественно прекрасным лицам, ослепительно совершенным телам. Боги как люди, и люди как боги.
Времена смещаются, наслаиваются друг на друга. На рисунках первой половины 19 века древние Греция и Рим живут и процветают, Диоген проповедует, сидя рядом со своей бочкой, а от наводнения в Петербурге 1824 года спасаются, кажется, современники эксцентричного философа. Волшебный карандаш Александра Иванова оживляет статую Венеры, она поворачивается, взирая на героев совсем-совсем другой божественной истории: на противоположной стене Иоанн Креститель, Иосиф, тоже вызванные к жизни гением Иванова.
Когда мне, простому зрителю, стало трудно дышать в этих разреженных горних высях, я пошла дальше, и сдвинулась ближе и к нашему времени, и к нашим родным краям. Старые сосны, весенний пейзаж, большая вода - грачи прилетели! Какой чудный рисовальщик Алексей Кондратиевич Саврасов, для меня это просто открытие! А шишкинский Пор-порог, всего два цвета и - белая шипящая вода, настоящая, разве не чудо?
Герои рисунков уже другие, не боги, не сильные мира сего. Муж, вытаскивающий женины бусы, чтобы расплатиться с карточными долгами, шаловливая дочурка, примеряющая папочке чепчик, вдовушка - это все люди с работ Павла Федотова. Жаль оставлять их, забавных и нелепых, и невероятно трогательных, но - дальше, дальше! Что там, кто там?
Серов! Как послушны ему карандаш и бумага, как меняется характер штриха, нежный и мягкий в детских портретах, резкий и четкий в портрете Станиславского, легкий, летящий в портрете Карсавиной, можно ничего не знать о тех, чьи черты уловил Серов - и узнать многое по этим экономным линиям, сбежавшим с кончика карандаша.
А знаете ли вы, что цветными карандашами можно нарисовать совершенно живое лицо? Посмотрите на портреты Блока, Лансере, Добужинского, созданные Константином Сомовым, это просто невероятно, они дышат!
Есть, оказывается, другой способ добиться высшей достоверности, этот секрет знал Врубель, веришь и в его Демона с нездешними огромными глазами, и в пророка, хоть видишь их только на листе бумаги. Как удалось Михаилу Александровичу выразить невыразимое, поймать бестелесное, думаю, не сможет объяснить ни один искусствовед, потому что нет другого Врубеля. Но как мучительно-совершенны его рисунки, не важно, на что упал взгляд художника: роза, складки ткани, острые ветви, деревянный забор, все линии выверены и точны.
Может ли карандашный рисунок быть более искусным? Похоже, новые творцы 20-го века решили, что поиски технического совершенства не для них. Новый век, новое искусство, новое время. Нет больше прекрасных дам, бравых офицеров, боги все скопом повержены и упразднены, классические пейзажи безнадежно устарели. Что взамен? Нарочито грубые навязчиво-жирные линии, разъятые на простые формы предметы и существа. На листе - избыток черного, где свет, где рефлекс, полутень? Ничего этого нет. Мне кажется, и души в этих рисунках нет. Только на двух работах Петра Кончаловского хочется задержать взгляд, да на Арлекине от Яковлева, только здесь есть жизнь.
Верю, что и в 20, и в 21 веке художники по-прежнему рисуют карандашом на бумаге, и было бы очень интересно сравнить эти рисунки с работами прежних мастеров. Что является источником вдохновения сейчас?

Фото Виктор Ревякин
отзывы:
10
оценок:
11
рейтинг:
4
7

В общем, выставка очень интересная.
Много там всех: Серов, Репин, Брюллов, Шишкин, Малевич и т.д.
Собственно, от Малевича мы знаем, что ожидать ;-) А остальные рисунки мне правда понравились.

Особо отмечу портрет Блока в исполнении Сомова! Шикарен!
Еще хороши рисунки Серова, Брюллова и Врубеля.

А не понравились рисунки, выполненные в стиле классицизма. По-моему, это чересчур. Я лично весьма тяжело воспринимаю цветные картины этого направления, а вот в карандаше вообще сложно воспринимать. Из-за монохромности все люди будто восковые. Музей мадам Тюссо на бумаге. Брр. Даже немного неприятно.

Вот поэтому у меня сложилось двоякое мнение об экспозиции. И нравится, и не нравится.
В принципе, если любите карандашные рисунки, то советую сходить.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить