Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.1

Выставка
Иван Чуйков

Ретроспектива наиромантичнейшего из московских ­романтических концептуалистов

Он ведь преподаватель — и это похоже на урок: это прошли, повторите, затвердите, переходим ко второму этажу. Ретроспектива главного д’Артаньяна из московских концептуалистов, преподававшего в своих изысканиях концептуализм себе как вам, — лучший способ не обидеться на затасканный термин «концептуализм» и ощутить особую провинциальную прелесть предиката «московский».

  • Иван Чуйков – афиша
  • Иван Чуйков – афиша
  • Иван Чуйков – афиша
  • Иван Чуйков – афиша
  • Иван Чуйков – афиша
Живопись, Инсталляция, Новые медиа

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
28 октября 2010
Сын отца «Дочери Советской Киргизии»

Отец, Семен Чуйков, был изучаем в школьных учебниках — сын хотя бы из протестных настроений в эти учебники желал бы не попасть. Смешно повернулось, но из протеста вышло ровно наоборот — и чуйковский, иваночуйковский, поп-арт и концептуализм только и были посвящены тому, как растолковать «за искусство» простым людям. Локальные — и знаковые цвета («небо синее, трава зеленая»); категории («иллюзию трехмерности двухмерного изображения мы будем сейчас изображать так, что нарисуем пейзаж на кубике»); чистый препод, нет? Вот препод и есть: после тонкостей академической школы в Суриковке Иван Семенович, закончив образование, двинул… нет, не в народ даже, а прям бултых в море (!) на Дальнем (!!) Востоке, ныряя с аквалангом и параллельно работая преподава­телем; вполне себе золотая молодежь, Иван Семеныч себя и вел полагающе — презирая условности. Благодаря чему и избег удушливого напряга московской кухонно-шестидесятнической эпопеи; благодаря чему потом вынужден был в эту среду возвращаться не без проблем («Чуйков? Тот, что ли?» — «Нет, сын его»); кажется, Пивоваров, давно варившийся, заметил чуйковские эксперименты не без удивления — раз придя в мастерскую к приятелю, вообще-то, по, хм, посиделкам: «И ты, Брут?» Но кажется, что со своего Дальнего Востока Чуйков, однако, будто так и не вернулся вполне до сих пор. Его сосредоточенность на объяснении и предъявлении «простому зрытелю» условий, что картину делают картиной, трезвость его оценок и упертость в этой сосредоточенности — он как будто на Дальнем Востоке до сих пор. «Не такой». Его и отметил Борис Гройс в самой известной своей работе — как «московского романтического концептуалиста»; Борис Гройс теперь в списке самых влиятельных людей в мире искусства (по последней версии Art Review), московский концептуализм, отбросив предикат романтичности, после той статьи Гройса оформился в главное произведение отечественного искусства после авангарда; ну а Иван Семенович с этим предикатом так до сих пор и живет. Втолковывает, как может. Иногда уже кажется, сам с собой разговаривает, повторяя концептуалистские откровения: серия «Окна», начатая еще в конце 60-х — когда академическое требование иллюзии в картине будто окна в мир преподносилось Иваном Семеновичем нарочито и революционно буквально («мне сказали, я сделал»), и эта серия длится до сих пор. Нечаянные новатор­ства типа «Лабиринта», показанного шесть лет назад в ГЦСИ, неоцененного и теперь репродуцируемого, — тоже можно будет отметить. Ну а не получится, так Чуйков («да-да, тот Чуйков») еще повторит.

0
0

Отзывы

5
Ирина Сироткина
52 отзыва, 56 оценок, рейтинг 39
17 ноября 2010
Мумификация концептуалиста


Московский музей современного искусства сделал все возможное и невозможное, чтобы сделать из Ивана Чуйкова живого классика. Возвещающих об этом цитат из Бориса Гройса, Александра Раппопорта и других критиков едва ли не больше, чем работ самого художника. В результате Чуйков - когда-то кудрявый, призывающий к игре и свободе - превратился в АВТОРИТЕТ вроде тех идеологических кумиров, которые он так любит ниспровергать. Конечно, разъяснять концептуальное искусство народу нужно, но здесь славословия зашкаливают. А вот арт-объекты подобрали, на мой взгляд, не самые удачные. На фоне многочисленных "окон", тяжелых и глухих, выделяются "Аппарат для наблюдения за пустотой и бесконечностью" - отражающие друг друга зеркала, как в Альгамбре - и нарисованный на полу "Лабиринт", выйдя из которого, получаешь табличку "свободен". Лабиринтом или мавзолеем мне показался и сам музей в Ермолаевском - многоэтажный и пустынный, где успешно муми/музее-фицировали современное искусство.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все