Едва корсиканец въехал в бывший королевский дворец, началось превращение Лувра в первый и лучший музей мира — коим он до сих пор и является. Кроме Лувра в выставке принимают участие Фонтенбло и Версаль, Севр и Мальме зон, Музей Карнавале и Дом инвалидов — и прочая и прочая. В Москву прибыли картины Давида, Гро, Жерара, Энгра, Жерико, скульптуры Кановы, произведения мастеров Версальской оружейной, Севрской и Лионских мануфактур, Мануфактуры гобеленов и Савонри.
Декоративно-прикладная, Историческая, Живопись, Скульптура, Инсталляция |
Сегодня посетил эту, возможно, не грандиозную, но, безусловно, величественную выставку, которая разместилась в выставочном зале Исторического музея. Выставка – небольшая (даже, пожалуй, маленькая), но это даже хорошо – не успевает надоесть, возникает желание вернуться к чему-то определенному из уже просмотренного.
Описывать все неправильно – это нужно видеть – представлены некоторые действительно выдающиеся экспонаты Лувра, Фонтенбло, Версаля: особенно понравились императорская шпага, центральный медальон ковра, трон императора, прошедший сквозь исторические эпохи и реформации. Удивил вид на сад дворца Тюильри с набережной Орсе: там когда-то был холм, на котором стояли мельницы (или это так смещен к центру Монмартр?), и белье, которое сушится на берегу Сены. Еще, конечно, шедевр Ж.Л. Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» и походный несессер Наполеона – удивительный аксессуар.
Повеселили сограждане, которые пытались штурмовать небольшой подиум, на котором был размещен трон и удивительно хорошо сохранившийся центральный медальон ковра: за время моего присутствия на выставке трое (!!!) альпинистов покорили этот подиум, вызвав бурю негодования со стороны смотрительниц и улыбки остальных посетителей - уходил я в момент расстановки музейных барьеров.
Поразило как проникновенно, эстетично и воспитанно обсуждали выставку посещающие ее французы.
Напрягали пронзительные звонки мобильных телефонов и разговоры аля «Дочя, я еще в музее».
Выходил в одухотворенном состоянии, вынося с собой часть ампирского величия великой Республики
Такие выставки бывают редко, очень достойно.
Полный отстой! Не выставка, а позорище!!! Классический пример развода лекговерных лохов! Сам купился, признаю официально. Из порядка 40-ка экспонатов только половина, дай бог, относится непосредственно к Наполеону. Обошел крошечную экспозицию за 15 минут - чего не ожидал совершенно. Ну да, пара походных стульчиков... Ну да, одна из сотен треуголок и подаренная царю Александру шпага... Ну хорошо, несессер и тазик для умывания... И это все? И это все за 300 рублей? Не густо, надо признать! В общем, это не для тех, кто хочет что-либо узнать об Императоре. Это - для тех, кто хочет увидеть, как выглядел архитектор Лувра или писавшие Наполеона художники. Впрочем, кому не жалко выкинуть деньги за выставку НИ О ЧЕМ, милости просим!
Выставка состоит из одного зала с перегородками - очень концентрирована по набору информации..
И платье Жозефины, и мозаичный портрет Наполеона (много и других портретов и бюстов), и чудесный столик наполеоновский туалетный с лебедиными головами.. К сожалению, столика нет в брошюрке, продающейся за недорого в киоске музея..
Людей - по крайней мере в субботу - много.. С утра еще терпимо было без особой очереди..
Вещи стоят достаточно удобно для посмотреть..
Тематически грамотная и раскрывающая историческую личность Наполеона во мноих аспектах (от законодательной до бытовой) выставка. Прекрасно демонстрирует концептуальный подход к искусству во Франции. Экспонаты Лувра, Трианона, Версаля, музея Армии,Фонтенбло, Севра, музея Почетного легиона и рыцарских орденов, Мальмезона ... Искусство, как декларация прав и свобод (а самая главная заслуга Наполеона перед Францией - это его реформа кодексов государства - "Кодекса Наполеона" , уголовного права и т.д.) устроители отвели на это один из разделов и действительно представлены эти документы. Искусство как аллегория власти и права...
Интересны все разделы: "Официальные портреты", "Наполеоновские кампании", "Триумфальная арка Карусель", "Гражданский мир", "Легенда Наполеона"...
Зрелищны представленные экспонаты мануфактур - от столика для бумаг Жозефины глаза просто невозможно отвести (символика сложная, многоплановая, небыстро читаемая), стилизация грома везде - даже в орнаменте обивки для мебели.
Неожиданны мраморные бюсты художников и скульпторов и история их появления и принципы изображения деятелей искусств для российского зрителя.
Но лучше придти туда, когда не так многоюдно...
Во вступительном слове к выставке мягко обошли молчанием как именно Наполеон свой Лувр собирал. Почему советским искусствоведам обязательно надо все припудрить -- загадка.
Сама выставка никакущая. И наполеон на вздыбленной лошади, и он же у трона конечно хрестоматийны донельзя, но в оригинале, увы, еще заметнее что не шедевры это. Про остальные поделки подданых вообще ничего хорошего не скажешь. Тоска.
Обновленный музей Ленина (из-за него и шел) на удивление пустой и какой-то свежий. Ничего из детства не смог вспомнить, а хотелось.