Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Выставка
Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда

Так называемый русский сезаннизм

В Петре Петровиче еще долго будут видеть прежде всего основателя клана Михалковых-Кончаловских. Попытки привлечь к нему внимание прежде всего как к живописцу обречены. Между тем известная гибкость, позволившая Петру Петровичу сначала войти в ближний круг к строгому Сурикову, далее оказаться коневодом в «Бубновом валете», потом ­записаться в Ассоциацию художников революции, при Сталине получать премии и звания академика и народного, а в хрущевскую оттепель войти с репу­та­цией чуть ли не гонимого, — эта гибкость плюс предусмотрительность и прозорливость, кажется, многое что могли бы объяснить.

  • Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда – афиша
  • Пет�р Кончаловский. К эволюции русского авангарда – афиша
  • Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда – афиша
  • Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда – афиша
  • Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
15 сентября 2010
Человек, который принял свою жену за папу

Уже привычно возмущение: блин, опять не дадут Кончаловского. То есть дать-то дадут — уж от кого ждать Кончаловского, если не от Фонда Кончаловского, — но снова и снова возникают какие-нибудь помехи, что мешают отнестись к Петру Петровичу собственно как к живописцу. «Некоторым кажется, что я пишу чересчур много в ущерб самому себе. Это неверно. Я пишу много просто потому, что ничем другим не занят, кроме живописи», — а нам, тем не менее, приходится постоянно иметь дело с кучей разных привходящих обстоятельств истории и биографии. Кончаловский сперва представляется как прежде всего прото- или недоавангардист, экс бубновый валет, что предосудительно; затем наступают времена, когда «протоавангардист» — это становится уже хорошо; затем вечно жирная «Сирень» из учебника начинает застить глаза — «что, и это тоже Кон­чаловский, экс бубновый валет и прочее?». Да, и это тоже. Главная помеха нынче, как ни обидно, — это целое семейство тоже-Кончаловских, непросто-Кончаловских, где как на подбор один брудастее и фигуристее другого («Так который у нас Кончаловский, тот самый?» — «Нет, его дедушка»), — так что даже любопытно становится, принимал ли во внимание расчетливый Петр Петрович еще и такую аберрацию. Семья — это было, конечно, важно всегда, важней только живопись, но и та с матримониальными делами так переплелась, что невозможно будет сказать ни сейчас, ни когда бы то ни было, где прекращаются биологические функции и начинаются чисто творческие. Потому что «ничем не занят, кроме живописи» на деле оказывается гораздо серьезнее, честнее, чем звучит; искусство побеждает жизнь порой самым причудливым образом — становится понятно, когда самый наинезависимейший живописец предъявляет свою живопись на суд своей жене. Та говорит «да» — и живопись остается. А говорит «нет» — холст стирается, перекрашивается, а в особо экспрессивных случаях даже идет под нож; жена — дочь Сурикова, но чего больше в этом факте — искусства или жизни? Кончаловский, с которым мы теперь имеем дело — пытаемся иметь, — это кто? Зять Сурикова, тесть Михалкова, дед понятно кого, Кончаловский «Сирени» из учебника или экс бубновый валет, формалист, низкопоклонец, ­представитель «капиталистического искусства наслажденческого периода», как это объяснялось в музейных табличках в первые годы после революции, гедонист и стоик разом — или кто он, наконец?

3
0

Отзывы

7
stasska.livejournal.com
3 отзыва, 6 оценок, рейтинг 5
20 сентября 2010

Не стоит зацикливаться на фамилии, стоит смотреть на работы. Переходя от картины к картине, можно проследить, как на человека влияли страны, стили, направления. Это интересно. Интересно посмотреть, как он все-таки возвращается к реализму, перепробовав несколько других стилей.
Выставка небольшая, но сделана очень приятно. Если хотите просто насладиться картинами, идите в Третьяковку и не ищите никаких скрытых смыслов, не думайте о его сыновьях, дочерях, о каких-то кланах. Некоторые картины переносят в теплые страны, например, Агава. Цветы просто здорово прописаны, и дело даже не в какой-то сирени из учебников. Красивые ирисы, красивые розы. Создается впечатление полного, приятного человека с четкими ценностями, которых так не хватает сегодня.

4
0
7
Катерина
40 отзывов, 334 оценки, рейтинг 61
17 ноября 2010

Хотела сагитировать народ сходить посмотреть, оказывается, выставка уже закончилась. Тогда просто напишу о впечатлениях.
Видимо, любящие родственники постарались - очень хорошо была организована экспозиция. Наглядно оформлены стенды с краткой биографической справкой: только важные вехи в биографии, проиллюстрированные фотографиями, а в соседнем столбце события того года. Можно проследить за тем, как жизнь художника сплетается с историей страны на стыке веков, на сломе эпохи. Что можно сказать - удачлив Петр Петрович Кончаловский, сколько народу сгинуло, а он не потерялся, не сломался, прожил долго, как художник, безусловно, реализовался. Видимо, благодаря не только таланту живописца, но и умению жить. Это тоже талант.
Теперь про живопись. В первом зале, куда сразу попадаешь, ранние произведения, которые почему-то оставили равнодушной. Показались слишком схематичными, небрежными, что ли. Целое дерево одним цветовым пятном, нет ни дали, ни объема. Может, я просто чего-то не понимаю?
Бодрым шагом перехожу в следующий зал, там картины, написанные в Испании. Матадоры, раненый бык, испанский танец. Нарисовано как будто с той же степенью условности, что и пейзажи в первом зале, но, однако, эти полотна задерживают, заставляют обратить на себя внимание. Может, благодаря испанскому колориту? Кровь, жара, сильные страсти - все это читается. По соседству с испанцами Г.Б. Якулов, жгучий брюнет с пламенным взором на фоне коллекции оружия. Оказывается, это художник. Нашла кое-какие сведения о нем тут: http://www.artonline.ru/encyclopedia/741
Да, портреты Кончаловскому определенно удаются, посмотрите, например, на портрет Алексея Толстого: перед нами основательный, уверенный, большой во всех смыслах человек, любитель вкусно покушать и крепко выпить. А Мейерхольд? Какая тоска, какие думы гнетут Всеволода Эмильевича? Но портреты этих выдающихся людей висят уже в другом большом зале, а, кроме того, здесь замечательные характерные натюрморты с совершенно одушевленными неодушевленными вещами: печкой, утюгом, щеткой, газетой и прочими нехитрыми предметами обихода. И "Мост" хорош! Говорила о портретах, и совершенно упустила из виду "Полотера". Какой мужчина! Дамы, даже весьма почтенных лет, подолгу стояли перед этой картиной. Думается, художник искренне любовался натурщиком, как образцом физической красоты, поэтому работа и производит сильное впечатление на зрительниц. Нашла картинку в интернете, безусловно, совсем не тот эффект, что от просмотра оригинала.
Но самая-самая красота обнаружилась в последнем уютном зальчике. Не хотелось уходить! Чудные пейзажи, из которых больше всего запомнилась ночная Большая Садовая с уснувшим красным трамвайчиком - просто зимняя московская сказка! Ах, если б наш город был и вправду столь же хорош и уютен...
А еще очень интересно было послушать запись с высказываниями Кончаловского о искусстве и рассказы о том, как художник создавал свои картины.
Главное в живописи – живопись,
– ибо только тогда идея,
мысль может воздействовать на зрителя...
Такова природа искусства.
П.П. Кончаловский

1
0
5
Nataly-kd
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
1 ноября 2010

В Инженерном корпусе проходит выставка Петра Кончаловского. Сразу скажу первую и главную мысль, вынесенную мной из этого посещения – для художника не так важно то, что он «натворил» за свою жизнь, как то, есть ли кому позаботиться о его наследии в будущем и есть ли у этого кого-то деньги, чтобы популяризировать его творчество. Сейчас это особенно актуально, когда инициатива об устройстве, например, выставки в честь юбилея того или иного художника все чаще исходит либо от родственников, либо от заинтересованных лиц, готовых вкладывать в это деньги. Музей, к сожалению, все больше складывает с себя эти обязанности, становясь огромным мертвым хранилищем предметов, иногда выступая в лучшем случае в роли партнера, в худшем – оставаясь безучастным.
Выставка большая, располагается в трех залах, хронологически и тематически выделенных. Работы, представленные на ней, собраны из разных музеев (ГТГ, ГРМ) и частных собраний (Фонд Петра Кончаловского и др.). Хорошо и полно выполнена летопись жизни художника с использованием фотографий и архивных материалов – чувствуется тщательно проведенная работа и заботливое отношение к делу.
Что касается самих картин, которых на выставке показано достаточно много, во мне они оставили совершенно четкое ощущение, а именно, что все это уже было, все это не ново, не оригинально и не самобытно. Что я имею ввиду. Кончаловский прожил долгую жизнь, начав свой творческий путь в 1890-е гг. - время, когда реалистическая живопись занимала лидирующее значение в русской художественной жизни. Обучаясь в Московском Училище живописи, ваяния и зодчество у лучших художников того времени, он, как и другие ученики, познавал основы мастерства, изучал творчество представителей русской школы, знакомился с произведениями зарубежных мастеров, обогащая свой профессиональный опыт.
В начале XX века насыщенная и разнообразная художественная жизнь побуждала живописцев к поискам своего собственного стиля, каждый выбирал свой творческий путь в соответствии с пристрастиями и эстетическим вкусом. Кто-то продолжал традиции русской реалистической живописи, кто-то увлекался историей и археологией, кто-то воплощал свои внутренние переживания посредством мистического языка, кто-то обращался к западной живописи, перенося её приемы в свое творчество. На мой взгляд, Кончаловский относился как раз к последним, чего совсем не скрывал. Он не раз говорил, как сильно повлияла на него живопись Гогена, Сезанна и др. Так вот, смотря на его картины, видишь и Гогена, и Сезанна, и Пикассо – такой синтез, хорошо усвоенных правил, совсем не новых для европейской живописи, но непривычных, непонятных и отчасти даже пугающих для русских зрителей. А не понятны и не привычны они потому, что не имели корней на своей почве, потому, что не были результатом естественного процесса развития живописи, а были привнесены извне, пересажаны, ломая привычные стереотипы, шокируя зрителя. Агрессивный колорит, гипертрофированные формы, утрированные детали – все это создает гнетущее впечатление, как будто разламывая целостный мир (как внутренний, так и внешний) на отдельные части, находящиеся в конфликте друг с другом.
Безусловно, для русской живописи того времени творчество Кончаловского, как и творчество многих художников его круга (представителей «Бубнового валета» и др.) было новаторским, если не сказать, революционным, однако с точки зрения мирового искусства – повторением или подражанием европейским аналогам.
Именно поэтому ощущение вторичности не покидало меня все время осмотра выставки, и если бы не подписи к изображениям и известность многих работ, можно было бы с легкостью отдать авторство его картин многим художникам, как русским, как и зарубежным. Однако все это совсем не говорит, что таких заимствований не должно быть вовсе. Наоборот, обмен опытом, художественными достижениями крайне полезен и даже необходим для полноценного развития искусства. Главное, чтобы эти заимствования не убивали собственное самобытное искусство, не подменяли его другим, чуждым традициям и естественному ходу развития.

1
0
9
Kseniya33
26 отзывов, 34 оценки, рейтинг 20
16 октября 2010

Очень интересная ипозновательная выставка!!! Отлично организованная -интересно узнать об основных вехах в творчестве и жизни художника! Очень понравились и сами картины, особенно испанский период. Рекомендовано к однозначному просмотру!)

1
0
9
ViktoriyaL
12 отзывов, 26 оценок, рейтинг 5
11 октября 2010

Изначально шли с подругой на выставку "Путешествовать и Рисовать", но так как было много людей в зале, решили начать с П.Кончаловского. И хорошо что так и сделали. Потрясающие картины! Рекомендую сходить на эту выставку! Очень здорово, получила массу впечатлений. В последнее время не так часто попадаю на что то подобное.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все