Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.6

Выставка
«Смолянки» Дмитрия Левицкого

Омоложение и чистка лица самых знаменитых представительниц галантного века
  • «Смолянки» Дмитрия Левиц�кого – афиша
  • «Смолянки» Дмитрия Левицкого – афиша
  • «Смолянки» Дмитрия Левицкого – афиша
  • «Смолянки» Дмитрия Левицкого – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
24 сентября 2010
Омоложение и чистка лица самых знаменитых представительниц галантного века

Привычен устоявшийся за десятилетия и десятилетия набор эпитетов, ахов и вздохов, коими принято награждать серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц: воплощение юности, свежести, нежности, чистоты, красоты, легкости, света — и прочая, и прочая. «Девицы, коим мать российская Паллада» и «вы, питомицы возлюбленные муз»: серия из семи полотен, написанная Левицким в 1773–1776 годах, предпринятая по заказу самой императрицы («российская Паллада»), изображающая барышень в театральных костюмах («питомицы возлюбленные муз») в момент какой-то из сценических постановок, разыгрываемых во множестве в узком кругу перед Екатериной по случаю первого выпуска в истории этого учебного заведения — эта серия считается безусловной вершиной русской живописи XVIII века. Много кто рискует видеть в ней достижение даже всеевропейского значения, ставя Левицкого вровень с Гойей (и Русский музей в этом смысле всегда особенно гордился тем, что с 1917 года серия принадлежит ему целиком). Время от времени та или другая из барышень выбирается на гастроли; но большую часть времени они проводят в постоянной экспозиции, неизменно осыпаемые привычными заведенными комплиментами: «чудо живописи», «неизгладимое впечатление», «самое совершенное из созданий русского и мирового искусства той эпохи», «вот это истинный восемнадцатый век»…
Теперь кажется: да мог ли кто с полной искренностью — что называется, положа руку на сердце — предположить до реставрации, начатой два года назад и только что завершенной, мог ли кто сказать тогда, что эти заезженные в искусствоведческом обиходе «легкость», «свет» и «нежность» суть именно те легкость и свет, что стали очевидны только теперь, после раскрытия пожелтевшего старого лака? Как вообще сравнивать ту, двухлетней давности, чистоту с нынешней? И не приобрела ли похвала свежести наконец истинное значение? То же насчет юности: Левицкий определенно помолодел; ну и еще кое-где приобрел — так, следующий зал за «Смолянками» отведен семи портретам, преимущественно 1790-х годов, считавшимся прежде принадлежащими неизвестной кисти и приписанным авторству Левицкого в последние годы.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все