Привычен устоявшийся за десятилетия и десятилетия набор эпитетов, ахов и вздохов, коими принято награждать серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц: воплощение юности, свежести, нежности, чистоты, красоты, легкости, света — и прочая, и прочая. «Девицы, коим мать российская Паллада» и «вы, питомицы возлюбленные муз»: серия из семи полотен, написанная Левицким в 1773–1776 годах, предпринятая по заказу самой императрицы («российская Паллада»), изображающая барышень в театральных костюмах («питомицы возлюбленные муз») в момент какой-то из сценических постановок, разыгрываемых во множестве в узком кругу перед Екатериной по случаю первого выпуска в истории этого учебного заведения — эта серия считается безусловной вершиной русской живописи XVIII века. Много кто рискует видеть в ней достижение даже всеевропейского значения, ставя Левицкого вровень с Гойей (и Русский музей в этом смысле всегда особенно гордился тем, что с 1917 года серия принадлежит ему целиком). Время от времени та или другая из барышень выбирается на гастроли; но большую часть времени они проводят в постоянной экспозиции, неизменно осыпаемые привычными заведенными комплиментами: «чудо живописи», «неизгладимое впечатление», «самое совершенное из созданий русского и мирового искусства той эпохи», «вот это истинный восемнадцатый век»…
Теперь кажется: да мог ли кто с полной искренностью — что называется, положа руку на сердце — предположить до реставрации, начатой два года назад и только что завершенной, мог ли кто сказать тогда, что эти заезженные в искусствоведческом обиходе «легкость», «свет» и «нежность» суть именно те легкость и свет, что стали очевидны только теперь, после раскрытия пожелтевшего старого лака? Как вообще сравнивать ту, двухлетней давности, чистоту с нынешней? И не приобрела ли похвала свежести наконец истинное значение? То же насчет юности: Левицкий определенно помолодел; ну и еще кое-где приобрел — так, следующий зал за «Смолянками» отведен семи портретам, преимущественно 1790-х годов, считавшимся прежде принадлежащими неизвестной кисти и приписанным авторству Левицкого в последние годы.