Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.3

Выставка
Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР

Бывший советский не то импорт, не то экспорт

В Советском Союзе Прибалтика играла роль кар­манного Запада, а прибалтийская фотография, со­ответственно, — почти настоящей западной. Прибалтам действительно позволялось чуть больше, чем другим советским фотографам; и свою стилевую и сюжетную особенность они пестовали как могли. Отсюда и выросла литовская школа — потому что еще в 60-е никакой школы не было, быть не могло (будущий мэтр Антанас Суткус учился самостоятельно — по западным фотожурналам 30-х, вот и вся «западность»). Понятие «литовская школа» изобрел московский журналист Анри Вартанов после легендарной выставки девяти литовских фотографов 1969 года в московском Домжуре.

  • Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР – афиша
  • Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР – афиша
  • Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР – афиша
  • Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР – афиша
  • Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР – афиша
Фотография

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
15 сентября 2010
Почти что западная фотография в СССР

По правде, что сейчас известно о «литовской школе»? Ничего особо. Ну Суткус: живой классик, бессменный председатель тамошнего Союза фотохудожников, литовский Куделка — это да. Тем более что он время от времени все-таки показывается в России. Остальные из-за отсутствия выставок и публикаций — парафия специалистов. Центр имени братьев Люмьер в прошлом году объявил цикл «Классики литовской фотографии», показав небольшую ретроспективу Александра, пардон, Александраса Мацияускаса; сейчас к вечно диагональному, с надрывчиком, Мацияускусу добавились а) любитель фантастических фотомонтажей Виталий Бутырин и б) разумеется, Суткус — итого трое из Каунасского фотоклуба образца конца 1960-х, трое из девяти участников легендарной выставки, проходившей в московском Центральном доме журналиста в 1969 году. Когда, собственно, и возникло само понятие «литовской школы».

Автор термина, журналист Анри Вартанов, вряд ли задумывался тогда об одной специфической особенности именно что «школы», то есть способа и средства обучения: в Литве с довоенных времен все-таки сохранялись в библиотеках такие журналы, которых в Советском Союзе в открытом доступе быть не могло; европейские довоенные фотожурналы послужили школой первой ступени тому же Суткусу… Но Вартанов имел в виду скорее более очевидные вещи — как и те, кто его термин сразу подхватил: да-да, литовская школа, это свойственно литовской школе, литовская школа славится бытописательством и держится репортерского эпического реализма в духе как раз довоенных 30-х — коротко говоря, «литовская школа» была попросту визуально непохожа на остальную советскую. И непохожесть сказывалась не только в большей ознакомленности литовцев с европейской фотографией, в большей формалистичности и порой демонстративной, чрезмерной выпяченности конструкции. Была при этом еще и культивируемая нарочно провинциальная грубоватость, некий хитроватый наив, расчетливая и экономная крестьянская топорность в приспособлении европейских приемов. С порога, опережая возможную критику «формалистических вывихов», заявлялось: мы люди простые и чистые, взять с нас нечего; снимаем как можем, по-литовски (это как если бы к вам стали обращаться с подчеркнутым акцентом). Вартанов говорил, что литовцы в первый раз показались ему слишком уж друг на друга похожими (как обычно, выделялся Суткус). И настоящее, нынешнее значение понятия «литовской школы» появилось не сразу: штудии иностранных фотожурналов прекратились вместе с нарочитой корявостью старательных ученических опытов — за не­надобностью теперь кому-то подражать, — и вчерашние гелертеры разбрелись по просторам литовской фотографии.

3
0

Отзывы

9
Kseniya Verbitskaya
6 отзывов, 11 оценок, рейтинг 16
21 сентября 2010

Для меня эта выставка - прежде всего ряд совершенно потрясающих по силе воздействия психологических портретов. Некоторые фотографии притягивают к себе, как магнит, хочется вернуться к ним еще не один раз, хочется заглянуть в глаза той девочки, что смотрит на нас с фотографии "Руки", "Слепой пионер" тронул до глубины души... Все увиденное оставляет очень приятное послевкусие, которое хочется холить и лелеять внутри себя, чтобы хватило надолго. Однозначно, даже если Вы не являетесь знатоком и ценителем искусства фотографии, выставка заслуживает внимания.

8
0
7
SuperSveta
33 отзыва, 90 оценок, рейтинг 33
4 октября 2010
Идти!Однозначно!


Я изначально была настроена крайне пессимистично и скептично-"фотография...черно-белая...надоело".Это не то.Это-интересно,душевно,трогает,игры со зрителем и контрастом.

4
0
9
tittus
16 отзывов, 19 оценок, рейтинг 20
16 сентября 2010

После посещения выставки становится ясным, почему литовские фотографы выделились в отдельную школу. Их фотоколлажи носят ярко выраженный акцент западного мира. Они наполнены осмыслением сексуальности, времени, неизвестных пространств и измерений. Зарисовки действительности на разъезженной грязи деревенского рынка являют собой образцы строгой гармоничной графики. Потрясающая изысканность внесенная в повседневность быстротой реакции, невероятным глазомером и художественным чутьем фотографов объединяет трех классиков Литовской школы.

4
0
9
Lepikhova
2 отзыва, 5 оценок, рейтинг 7
16 сентября 2010

Честно говоря, не думала, что этой выставке удастся повторить успех ее предшественницы. Ведь Советское фото 60-70-х, все-таки, апеллирует к нашим воспоминаниям и вызывает ностальгические чувства. А что нас может связывать с литовской фотографией?..
В ней нет ни капли той легкости, романтики, которую мы видели у Князева, Лагранжа и других мэтров 60-х. Однако работы литовской школы поражают своей глубиной и драматичностью.
Портреты Суткуса необычайно контакты и психологичны. Будь то «Пионер» или «Пахарь», их взгляды цепляют и не дают отвести глаз по несколько минут. Для своих работ он выбирает нестандартные планы и довольно контрастную светотень, что, в общем-то, присуще всем литовцам, представленным на выставке.
Мацияускас и его серии «Литовские деревенские рынки» и «В ветеринарной клинике» просто ошеломляет своей грубой экспрессией и материальностью. Вырывающиеся из рук ветеринаров или уже обездвиженные животные производят сильное впечатление. Еще больше его усиливает использование широкоугольного объектива.
Что же касается Бутыринаса, то его игра с контрастностью иногда превращает фотографию в графику или декоративный орнамент, а эксперименты с фотомонтажом напрямую отсылают нас к самому Дали и сюрреализму.
Не стоит думать, что литовцы так уж чужды нам. В их работах нет постановочности, они не стремились к идеальной красоте, как зачастую бывает в фотографии, они фотографировали саму Жизнь.

4
0
7
Ирина Сироткина
52 отзыва, 56 оценок, рейтинг 39
10 ноября 2010

Остров, на котором стоят «Ударник» и Дом на набережной, образован Москвой-рекой и каналом - "канавой", прорытой во время оно для осушения местных болот. С закрытием на острове фабрик здесь планировали построить VIP-жилье, превратить в резервацию для богатых. К счастью, этот план пока не реализован. «Красный Октябрь», когда-то распространявший по всей округе шоколадный дух, закрыли, но не снесли. В отремонтированных зданиях разместились клубы, кафе, бутики и галереи. Здесь же, под сенью церетелевского монстра, открыли центр фотографии – с выставочными залами, читальней и книжным магазином. В читальне на полках альбомы, белые кресла, на полу роскошные ковры-килимы. Просто рай для любителей фотографии. Особенно сейчас, когда здесь проходит выставка «литовской школы» - трех фотографов, Антанаса Суткуса, Александраса Мацияускаса и Виталия Бутырина. Самая интересная серия – конечно, «Люди Литвы» Суткуса . Какая-то потрясающе чистая оптика, промытый взгляд, прозрачный воздух. Как осенним днем, когда после дождя из-за туч выглянет и ослепит низкое солнце. Или как в первый день творения: мир – с иголочки, люди – непорочны. Суткус с равновеликой любовью снимает своих земляков, соседей, пионеров и прохожих – ПРОСТО ЛЮДЕЙ. Их невинные, как росой умытые лица могли бы выглядеть сентиментальными, если бы не уравновешивались фактурой – незамысловатая одежда, скудный советский быт. И если Суткуса и Мацияускаса объединяет гуманизм, то рядом с ними вычурные коллажи Бутырина смотрятся странно. Внимание: входной билет стоит 250 рублей!

3
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все