Серебрякова грозилась стать лучшей художницей новонародившейся неоклассики — однако революция, Гражданская война и последующая эмиграция превратили многообещающего автора в парижского поденщика, дешевого гастарбайтера. Портретик, натюрмортик — вот основные жанры Серебряковой; в жанре мелкого заработка так и жизнь прошла. Вещи из Третьяковки и Русского музея, включенные в выставку, известны и так, а вот собрать этот мелкий жанр, составивший смысл второй, наибольшей и наихудшей половины ее жизни, — за это «Дому Нащокина» респект.
Живопись, Графика |
Три войны, революция, смерть мужа, разлука с детьми — это не в счет, это как фон; в истории Серебряковой как художника — «великого русского художника», нас поправляет пресс-релиз из «Дома Нащокина», — мы находим лишь два существеннейших события. Во-первых, неожиданная покупка Третьяковской галереей первой же картины, автопортрета «За туалетом», с первой же выставки, по настоянию самого Серова. Второе — персональная выставка в 1966-м: незадолго до смерти, впервые на родине. Событие номер один сделало ее в момент звездой — по сути, домохозяйку, развлекавшуюся в имении Нескучное в частые отлучки мужа-путейца, а потом с ужасом обнаружившую, что «это» стало ее ремеслом; событие номер два подтвердило ее статус — а то до тех пор с ней было как-то не очень понятно, что делать: да, известная, но все же эмигрантка, отказалась от советского гражданства… Предпочтительнее было вообще про такую забыть, к тому и шло, но она вернулась и напомнила; скончалась в следующем же году, могила на Сент-Женевьев-де-Буа. Два успеха, самый первый и самый последний, — на этом зиждется нынешняя серебряковская слава как «великого русского». Все.
«Дом Нащокина» за последние годы делает третью крупную выставку Серебряковой (и вторую ретроспективу), будто компенсируя недополученное Серебряковой при жизни. Недополучила? Ну разумеется: война, революция, холод-голод, эмиграция — не из-за идеологических контр с советской властью, а чтобы подзаработать; понятно, что в Гражданскую войну, да и после, было не до того, чтобы отдаваться искусству, когда пять ртов (считая с мамой, шестой свой). Разумеется, признания недополучила. А с другой стороны, что признавать-то? Один безусловный шедевр — камерный автопортрет, тот самый, — и пяток-другой попыток в более крупном жанре, преимущественно курьезных (типа «Бани» или «венециановских сюжетов»); остальное — этюды и эскизы, она была решительно невыдумщица: что вижу, то пою; сюжетов «со смыслом», своих, у Серебряковой один-два и обчелся. Сравнения ее эскизов с микеланджеловскими сивиллами совсем не выглядят преувеличением — и можно воображать, как заиграл бы монументальный стиль Серебряковой, когда бы дело дошло до действительно монументальных вещей, если бы… Конечно, замечательная, милейшая художница Зинаида Евгеньевна — но результаты в целом надо признать скромными. Если б не война и не революция, Серебрякова оказалась бы, возможно, лучшим неоклассицистом у нас: ее вариант неоклассики — по-женски, как-то по-семейному более мягкий, без декадентского надрыва и недоброй иронии Яковлева-и-Шухаева или Григорьева, — он сделал бы ей популярность и массу заказов в послевоенной Европе, когда неоклассика была на топе (тем более если мы говорим о таком, близком к ар-деко, серебряковском варианте, стоит бегло сравнить Тамару де Лемпику и нашу Серебрякову, чтобы признать все преимущества последней). Но не срослось, и в Европу Серебрякова попала с претензиями обычного гастарбайтера — добыть деньжат на прокорм семьи, мыкаясь на грани долговой тюрьмы: портреты — на заказ; натурщицы — в свободное от портретов время (когда деньги на натурщиц есть). Привлекательность и прямо соблазнительность ее певучей графики поэтому стоит различать — что там от Серебряковой нечаянно, исподволь, от личного темперамента и душевного склада, а что сознательно на продажу; вот, продала голенькую дочь-подростка — смогла хоть во Францию выехать; хотя «honi soit qui mal y pense», безусловно.
Ее работы как гипноз - вот нравятся и все тут!
Очень трудная у нее сложилась жизнь, и это несмотря на то, что родилась в знаменитой семье, была окружена выдающимися личностями, у которых и училась живописи. Расставание с детьми, это, пожалуй, самое жестокое, что могло произойти. Но она никогда не думала о себе, постоянно работала, даже если ее и считали самоучкой и не признавали, посылала деньги в Россию - маме, детям. Когда ее дочь увиделась с ней после 36лет разлуки, она отметила, что мама совсем не изменилась - таже задорная челка, юбка и кофта.
Очень пронзительными получались у нее глаза, они и горят, и в тоже время сверлят Вас как "буравчики", но при этом полны печали и ожидания.
Я удивляюсь крайней недоброжелательностью человека писавшего анонс к выставке. Думала это опечатка. "Неудачница" - это все что можно было сказать о ВЕЛИКОЙ женщине, работы которой узнаются даже при беглом взгляде. Кого же автор считает "удачливыми"? Или это просто провокация. Да, дело в том, что такие выставки не нуждаются в "продвижении" . Возможно таким образом хотела "продвинуться" галерея? Поставила оценку "гениально" не выставке и не галерее, а удивительной женщине-художнику. Хотя ее творчество не нуждается ни в моей оценке, ни в моей защите. Добрее надо быть к людям, уважаемые авторы анонса, тем более к творческим! Вы то в своей жизни состоялись?
Отличная выставка!!!!! Безусловно стоит 200 р., которые просят с носа обычного взрослого россиянина, не пенсионера и т.д., и даже мне, музейному работнику, скидок не делают, объясняя тем, что это частная галерея. В "Доме Нащокина" бывает так, что маловато кажется за свои кровные.. Это не тот случай!!!
Всего оч. много - и картины,и акварели, и чудные тексты о жизни Серебряковой, которые хочется прочесть все..
Подробнее - картины прекрасны и интересны - балерины в стиле Дега, но с авторским почерком Серебряковой - такая доброта и вкус к жизни, пронизывающий все творчество художника..
Дети художника - в разных видах - как заглянуть в Зазеркалье.. Собственно, так же я восприняла и зарисовку извозчика - человек видел этого извозчика, я вот никогда не увижу.. И нарисовал так сочно и вкусно, что я сожалею о рождении слишком поздно своем.. Это надо уметь так рисовать и так чувствовать..
Кака вкусная селедка, ароматная - просто горбуша.. Кому нравится - как осетрина..
Марокко - отдельные слова.. Восточный тонкий дух веет.. Это привет - для меня - ходже Насреддину..
Акварели с пейзажами - отдельная песня.. Здесь у меня единственная претензия к галерейщикам Дома - отгородили часть комнаты как отдельный такой кусок, в результате две чудные акварели рассмотреть оч. некомфортно.. А так - из подвала не хотелось уходить.. Природа на акварелях необычно изображена - но ведь так бывает.. Так видит художник.. Это безумно стильно, красиво и приятно..
Очень советую - сходите!!!! Планируйте на посещение побольше времени - там еще фильмы показывают о творчестве Серебряковой - вроде о Париже, а я зацепила кусок про Марокко..
И советую - кто такое любит - почитать тексты писем, Бенуа о Серебряковой и др. Читать удобно - напечатано красивым четким полновесным кеглем черным по белому, развешано достаточно подходяще для глаза..
Впечатление позитивное, послевкусие сложное, хватить осмыслять надолго..
Да, мы приобрели пару магнитиков - с одной балериной и видом Марокко.. Там еще календарь, каталог и т.д. Вся палитра..
Серебряковский автопортрет "За туалетом" известен практически всем и особенно тем, кто бывал в Третьяковке. В рамках выставке в "Доме Нащокина" знакомая с детства картина не представлена, скорее всего, из-за жадности Третьяковки, ведь Серебрякова и её картины выставлены в одном из первых же залов. Печально, но не смертельно. Выставка потрясающая.
Портреты, обнажённые фигуры, натюрморты... Перед некоторыми картинами хочется стоять и стоять. Пейзажи не так удачны, хотя и среди них есть очень приличные. Но что в полной мере присуще картинам, так это русский дух. Иногда этот русский дух с налётом французской безмятежности, особенно в автопортретах художницы или в потретах родных и близких, которые удавались художнице лучше всего.
Трудная жизнь, разлука с детьми, невозможность возврата на Родину... Такая вынужденная сублимация в жёсткой форме подарила нам отличнейшую художницу.
Мне очень понравилось. Конечно, в доме Нащокина немного тесновато, да и аварийное состояние старинного дома, где в последний свой визит в Москву бывал Пушкин, рождает горькие мысли. Хотя, спасибо хотя бы не снесли.
До выставки произведения Серебряковой ассоциировались с шумной популярностью на аукционах. Судьба ее сложная, состоящая будто из 3х полярных частей, однако картины пропитаны таким жизнелюбием, таким торжеством любви: к семье, детям, к родине, к простым людям, к новому, увиденному. Все чистое, свежее, не вписывающееся в рамки определенного художественного метода. И все так по-женски трогательно. Больше всего понравился цикл о крестьянах: крепкие, здоровые женщины и мужчины. Смотришь на них и понимаешь, что предел красоты человеческой в ее целесообразности.
А в обликах женщин на всех портретах скользит хитроватый, но бесконечно мудрый взгляд самой художницы. Такое впечатление на меня из всего женского искусства произвела только выставка Фриды Кало