Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.9

Выставка
Зинаида Серебрякова

Почти исчерпывающая ретроспектива ­художницы-неудачницы

Серебрякова грозилась стать лучшей художницей ­новонародившейся неоклассики — однако рево­люция, Гражданская война и последующая эми­грация превратили многообещающего автора в парижского поденщика, дешевого гастарбайте­ра. Портретик, натюрмортик — вот основные жан­ры Серебряковой; в жанре мелкого заработка так и жизнь прошла. Вещи из Третьяковки и Русского музея, включенные в выставку, известны и так, а вот собрать этот мел­кий жанр, составивший смысл второй, наибольшей и наихудшей половины ее жизни, — за это «Дому ­Нащокина» респект.

  • Зинаида Серебрякова – афиша
  • Зинаида Серебрякова – афиша
  • Зинаида Серебрякова – афиша
  • Зинаида Серебрякова – афиша
  • Зинаида Серебрякова – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
29 сентября 2010
Почти полная ретроспектива одной неудачницы

Три войны, революция, смерть мужа, разлука с детьми — это не в счет, это как фон; в истории Серебряковой как художника — «великого русского художника», нас поправляет пресс-релиз из «Дома Нащокина», — мы находим лишь два существеннейших события. Во-первых, неожиданная покупка Третьяковской галереей первой же картины, автопортрета «За туалетом», с первой же выставки, по настоянию самого Серова. Второе — персональная выставка в 1966-м: незадолго до смерти, впервые на родине. Событие номер один сделало ее в момент звездой — по сути, домохозяйку, развлекавшуюся в имении Нескучное в частые отлучки мужа-путейца, а потом с ужасом обнаружившую, что «это» стало ее ремеслом; событие номер два подтвердило ее статус — а то до тех пор с ней было как-то не очень понятно, что делать: да, известная, но все же эмигрантка, отка­залась от советского гражданства… Предпочтительнее было вообще про такую забыть, к тому и шло, но она вернулась и напомнила; скончалась в следующем же году, могила на Сент-Женевьев-де-Буа. Два успеха, самый первый и самый последний, — на этом зиждется нынешняя серебряковская слава как «великого рус­ского». Все.

«Дом Нащокина» за последние годы делает третью крупную выставку Серебряковой (и вторую ретроспективу), будто компенсируя недополученное Серебряковой при жизни. Недополучила? Ну разумеется: война, революция, холод-голод, эмиграция — не из-за идеологических контр с советской властью, а чтобы подзаработать; понятно, что в Гражданскую войну, да и после, было не до того, чтобы отдаваться искусству, когда пять ртов (считая с мамой, шестой свой). Разумеет­ся, признания недополучила. А с другой стороны, что признавать-то? Один безусловный шедевр — камерный автопортрет, тот самый, — и пяток-другой попыток в более крупном жанре, преимущественно курьезных (типа «Бани» или «венециановских сюжетов»); остальное — этюды и эскизы, она была решительно невыдумщица: что вижу, то пою; сюжетов «со смыслом», своих, у Серебряковой один-два и обчелся. Сравнения ее эскизов с микеланджеловскими сивиллами совсем не выглядят преувеличением — и можно воображать, как заиграл бы монументальный стиль Серебряковой, когда бы дело дошло до действительно монументальных вещей, если бы… Конечно, замечательная, милейшая художница Зинаида Евгеньевна — но результаты в целом надо признать скромными. Если б не война и не ре­волюция, Серебрякова оказалась бы, возможно, лучшим неоклассицистом у нас: ее вариант неоклассики — по-женски, как-то по-семейному более мягкий, без декадентского надрыва и недоброй иронии Яковлева-и-Шухаева или Григорьева, — он сделал бы ей популярность и массу заказов в послевоенной Европе, когда неоклассика была на топе (тем более если мы говорим о таком, близком к ар-деко, серебряковском варианте, стоит бегло сравнить Тамару де Лемпику и нашу Серебрякову, чтобы признать все преимущества последней). Но не срослось, и в Европу Серебрякова попала с претензиями обычного гастарбайтера — добыть деньжат на прокорм семьи, мыкаясь на грани долговой тюрьмы: портреты — на заказ; натурщицы — в свободное от портретов время (когда деньги на натурщиц есть). Привлекательность и прямо соблазнительность ее певучей графики поэтому стоит различать — что там от Серебряковой нечаянно, исподволь, от личного темперамента и душевного склада, а что сознательно на продажу; вот, продала голенькую дочь-подростка — смогла хоть во Францию выехать; хотя «honi soit qui mal y pense», безусловно.

5
0

Отзывы

9
Doctor D
115 отзывов, 197 оценок, рейтинг 136
6 октября 2010

Ее работы как гипноз - вот нравятся и все тут!
Очень трудная у нее сложилась жизнь, и это несмотря на то, что родилась в знаменитой семье, была окружена выдающимися личностями, у которых и училась живописи. Расставание с детьми, это, пожалуй, самое жестокое, что могло произойти. Но она никогда не думала о себе, постоянно работала, даже если ее и считали самоучкой и не признавали, посылала деньги в Россию - маме, детям. Когда ее дочь увиделась с ней после 36лет разлуки, она отметила, что мама совсем не изменилась - таже задорная челка, юбка и кофта.
Очень пронзительными получались у нее глаза, они и горят, и в тоже время сверлят Вас как "буравчики", но при этом полны печали и ожидания.

6
0
9
Ирина Приходько
4 отзыва, 5 оценок, рейтинг 7
2 февраля 2011

Я удивляюсь крайней недоброжелательностью человека писавшего анонс к выставке. Думала это опечатка. "Неудачница" - это все что можно было сказать о ВЕЛИКОЙ женщине, работы которой узнаются даже при беглом взгляде. Кого же автор считает "удачливыми"? Или это просто провокация. Да, дело в том, что такие выставки не нуждаются в "продвижении" . Возможно таким образом хотела "продвинуться" галерея? Поставила оценку "гениально" не выставке и не галерее, а удивительной женщине-художнику. Хотя ее творчество не нуждается ни в моей оценке, ни в моей защите. Добрее надо быть к людям, уважаемые авторы анонса, тем более к творческим! Вы то в своей жизни состоялись?

3
0
9
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 586
16 ноября 2010

Отличная выставка!!!!! Безусловно стоит 200 р., которые просят с носа обычного взрослого россиянина, не пенсионера и т.д., и даже мне, музейному работнику, скидок не делают, объясняя тем, что это частная галерея. В "Доме Нащокина" бывает так, что маловато кажется за свои кровные.. Это не тот случай!!!
Всего оч. много - и картины,и акварели, и чудные тексты о жизни Серебряковой, которые хочется прочесть все..
Подробнее - картины прекрасны и интересны - балерины в стиле Дега, но с авторским почерком Серебряковой - такая доброта и вкус к жизни, пронизывающий все творчество художника..
Дети художника - в разных видах - как заглянуть в Зазеркалье.. Собственно, так же я восприняла и зарисовку извозчика - человек видел этого извозчика, я вот никогда не увижу.. И нарисовал так сочно и вкусно, что я сожалею о рождении слишком поздно своем.. Это надо уметь так рисовать и так чувствовать..
Кака вкусная селедка, ароматная - просто горбуша.. Кому нравится - как осетрина..
Марокко - отдельные слова.. Восточный тонкий дух веет.. Это привет - для меня - ходже Насреддину..
Акварели с пейзажами - отдельная песня.. Здесь у меня единственная претензия к галерейщикам Дома - отгородили часть комнаты как отдельный такой кусок, в результате две чудные акварели рассмотреть оч. некомфортно.. А так - из подвала не хотелось уходить.. Природа на акварелях необычно изображена - но ведь так бывает.. Так видит художник.. Это безумно стильно, красиво и приятно..
Очень советую - сходите!!!! Планируйте на посещение побольше времени - там еще фильмы показывают о творчестве Серебряковой - вроде о Париже, а я зацепила кусок про Марокко..
И советую - кто такое любит - почитать тексты писем, Бенуа о Серебряковой и др. Читать удобно - напечатано красивым четким полновесным кеглем черным по белому, развешано достаточно подходяще для глаза..
Впечатление позитивное, послевкусие сложное, хватить осмыслять надолго..
Да, мы приобрели пару магнитиков - с одной балериной и видом Марокко.. Там еще календарь, каталог и т.д. Вся палитра..

3
0
9
АЛЕКСЕЙ ТЮРЕНКОВ
26 отзывов, 29 оценок, рейтинг 44
25 октября 2010

Серебряковский автопортрет "За туалетом" известен практически всем и особенно тем, кто бывал в Третьяковке. В рамках выставке в "Доме Нащокина" знакомая с детства картина не представлена, скорее всего, из-за жадности Третьяковки, ведь Серебрякова и её картины выставлены в одном из первых же залов. Печально, но не смертельно. Выставка потрясающая.

Портреты, обнажённые фигуры, натюрморты... Перед некоторыми картинами хочется стоять и стоять. Пейзажи не так удачны, хотя и среди них есть очень приличные. Но что в полной мере присуще картинам, так это русский дух. Иногда этот русский дух с налётом французской безмятежности, особенно в автопортретах художницы или в потретах родных и близких, которые удавались художнице лучше всего.

Трудная жизнь, разлука с детьми, невозможность возврата на Родину... Такая вынужденная сублимация в жёсткой форме подарила нам отличнейшую художницу.

3
0
9
concrete_mix
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 3
17 января 2011

Мне очень понравилось. Конечно, в доме Нащокина немного тесновато, да и аварийное состояние старинного дома, где в последний свой визит в Москву бывал Пушкин, рождает горькие мысли. Хотя, спасибо хотя бы не снесли.
До выставки произведения Серебряковой ассоциировались с шумной популярностью на аукционах. Судьба ее сложная, состоящая будто из 3х полярных частей, однако картины пропитаны таким жизнелюбием, таким торжеством любви: к семье, детям, к родине, к простым людям, к новому, увиденному. Все чистое, свежее, не вписывающееся в рамки определенного художественного метода. И все так по-женски трогательно. Больше всего понравился цикл о крестьянах: крепкие, здоровые женщины и мужчины. Смотришь на них и понимаешь, что предел красоты человеческой в ее целесообразности.
А в обликах женщин на всех портретах скользит хитроватый, но бесконечно мудрый взгляд самой художницы. Такое впечатление на меня из всего женского искусства произвела только выставка Фриды Кало

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все