Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Выставка
World Press Photo 2010

Чемпионат мира по фоторепортажу
Фотография

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
9 июня 2010
Чемпионат мира по фоторепортажу

Год — всего лишь еще один выпуск новостей (просмотр победителей World Press Photo 2010 времени занимает не больше). Где-то воюют, где-то страдают; вечные темы вроде американской военщины или арабо-израильского конфликта — порой этого больше, порой меньше, но всенепременно, обязательно, всегда… Из снимков, например, про американскую армию, завязшую в Афганистане, в этом году можно было б кино снять — и не хуже Кубрика с Олтманом; в отличие от ки­но со всеми его спецэффектами визуальное впечатление здесь натуральнее и по­жестче. Визуальное впечатление берет порой за горло так, что нечем дышать: это правда, что ты видишь, и ты на самом деле видишь ЭТО, и ты знаешь, что ЭТО, и страшнее в жизни с тобой не случится — это настоящая смерть (раненый капрал Джошуа Бернард валится наземь, единственная не смазанная фигура в сцене боя). С другой стороны (тут хватка на горле ослабевает), дела все-таки давние. Все-таки прошлый год. То есть уже не так страшно — ибо «прошло»… Структура, тем не менее, у выставки победителей главного репортерского конкурса сугубо новостная («далее в нашей программе спорт, развлечения, «В мире животных» etc.» — действительно, за победителями в первополосных номинациях следуют победители в номинациях «Спорт», «Природа», «Искусство и развлечения»); так что вечером, просматривая сводки Euronews, ловишь себя на мысли, что ­продолжается то же World Press Photo, кто-то сегодня наверняка все это снимал — и значит, через год у нас будет шанс опять вернуться в сегодня (если только не случится за год чего-нибудь такого, чтобы выбить и нынешние напасти из рейтинга злобы дня). Что точно не случится в этом году, как и когда бы то ни было, — мы опять вряд ли угадаем лучшую фотографию World Press Photo. Выбирая между экспрессивными кадрами и еще более экспрессивными, можно промахнуться наверняка — потому что это необязательно будет кричащий и кровавый кадр (даже наверняка не кровавый); этот кадр вряд ли будет выразителен, как мы привыкли понимать выразительность репортажа, зато он почти точно будет весьма символичен в отношении репортажа и журналистики вообще — как вот лучший снимок прошлого года, фотография итальянского фрилансера Пьетро Мастурцо, снимавшего в Тегеране беспорядки во время последних выборов. Что происходит на этом снимке, понять невозможно, так что приходится пояснять, что митинговавшие днем на улицах оппозиционеры вечером открыли окна и вышли на крыши, чтобы перекликаться в вечернем воздухе оппозиционерскими выкриками; вот этот момент и изображает фотография Мастурцо. Никакого репортерского подвига в этой несколько даже трусливой фотографии и в помине не видно; крики «аллах акбар» и «долой диктатора», наверное, надо было пустить в записи — но тогда получился бы совсем не репортаж; чем же подкупил этот снимок жюри? Председатель прокомментировала фотографию так: «В этом кадре запечатлено, как что-то начинается; это начало большой истории» — ну да, в начале было слово, и слово было «аллах акбар»; но более биб­лейских аллюзий жюри, видимо, впечатлила сама работа этого стихийного СМИ, народного телеграфа. Натуральная, в чем мать родила, свобода слова. После чего только и возможны становятся международные фоторепортерские конкурсы, в частности.

9
0

Отзывы

7
Xenia
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 1
22 июля 2010

Фотографии конечно же впечатлили. НО: не впечатлило то, что фотографий там меньше, чем на официальном сайте этого мероприятия, а придя на выставку создалось впечатление, что их просто распечатали на принтере скачав из интернета. Зайдя по адресу http://www.worldpressphoto.org/ можно увидеть больше работ, не платить 300 рублей и не сходить с ума от нахождения в душном и жарком помещении в 35 С жару.

1
0
7
Анна Соль
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
22 июля 2010

Требуют наши сердца


В 1994 году испанский писатель и журналист Артуро Перес Реверте написал роман о военных журналистах – «Территория команчей». В 2006 году британский режиссер Сьюзэн Джейкобс сняла короткометражный фильм о фотографе в военном конфликте «Одна сотая секунды». Профессиональная деформация сознания и отход от нее, взгляд со смещенной точки, своеобразный инсайт, преломление, - вот о чем говорят авторы этих произведений. Плохо ли, хорошо ли, что у человека, занимающегося одним конкретным делом в жизни, сознание неизбежно изменяется в угоду этому делу? Врач не сможет занести скальпель над больным, задумываясь о причиняемой боли больше, чем об излечении. Но к чему ведет умение полностью абстрагироваться от чувств других?
Для многих фотографов, чьи репортажные снимки представлены на выставке World Press Photo, что открылась в Этажах 16 июля и продлится до 5 августа, взгляд через объектив – основной. Запечатлевая краткие моменты, нужно все время быть наготове, в напряжении. А, следовательно, всегда ловить кадр и анализировать его в гуще событий, когда, казалось бы, времени остается только на спасение себя и своей профессиональной камеры. Какими коннотациями обладает умение моментально выстроить кадр о последних секундах Джошуа Бернарда? А увидеть забавное в американском солдате, стреляющем по талибам?
В социальных сетях многие питают склонность ставить статус «все сложно». Так и здесь. Люди всегда остаются людьми – вне зависимости от того, проводят ли они вечер на пляже в Мозамбике с дешевой едой или на гламурном курорте в Англии, в стильных шляпках и колье. Эта аксиома лежит в основе мира, сияет на первом плане снимков представленной экспозиции. Рассматривая запечатленные истории, одни эмоции в тебе сменяются другими: слезы, радость, гордость, негодование – и вся доступная нам палитра.
Вот солдат Зэкэри Бойд в трусах «I LOVE NY» участвует в перестрелке, а на соседнем снимке мы видим смерть его боевого товарища. Вот девятнадцатилетняя неформалка с сексуально приоткрытым ртом и спутанными волосами стоит в центре кадра. Бунтарский дух, свобода и сила, - то, что физически ощущаешь, глядя на нее. И изящная девушка, стоящая рядом, в вечернем платье, с клатчем в руках застывает перед этим снимком. Любуется ей. Вот израильтянин на праздник пурим обливает вином палестинку. И крутятся, крутятся в голове цитаты из Тадеуша Конвицкого: между людьми всегда будет что-то стоять – иная вера, политика или просто равнодушие друг к другу. Но на других кадрах слепой мальчик, усыновленный слепым мужчиной. И нет в них равнодушия, ненависти – только неприкрытое добро.
Есть фотоснимки, которые помогают плечам распрямиться, поверить в лучшее – в себе, в мире, в людях. Есть те, от которых ком в горле, бессильное желание добра. И, наверное, символичен выбор лучших работ. В конечном итоге человек всегда остается наедине с собой и небом. И тогда его выбор смириться или кричать, требуя перемен.
И пока подобные снимки способны вызывать хоть в нескольких людях эмоциональный прорыв, смену фокуса и ракурса (хотя бы на пару минут), оценочный фактор фотографии горячих новостей и репортажных снимков будет стремиться к положительному.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все