Выставки Москвы

Выставка Новый формализм, Санкт-Петербург
Музей городской скульптуры, 12 июля – 1 августа 2010, Санкт-Петербург

0

Место проведения

Музей городской скульптуры
телефон+7 (812) 274 26 35
адрес
ценаВход 50–300 р., для детей до 7 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьМузей городской скульптуры

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Тут много чего игрового, несерьезного, понарошку. Но много чего и всерьез. Никто не уполномочивал куратора Наталью Хвоенкову раздавать предложения на монументальную городскую скульптуру и выбирать затем проекты, изображая как бы конкурс, — что не значит, будто такой проблемы, современная городская скульптура, в Петербурге не существует. Существует такая проблема, еще как существует. Современной скульптуры — по-настоящему современной — в городе, во-первых, почитай нет. Во-вторых, не очень понятно, откуда ей и взяться, потому что по-настоящему современные скульпторы наперечет. В-третьих, нужна ли современная скульптура, например, в городском центре — еще вопрос; ну а копнуть поглубже, так окажется, что мы не можем договориться уже о самых основаниях — будем ли мы считать город памятником самому себе, со всеми отсюда вытекающими, или все-таки еще попользуемся им как городом хотя бы какое-то время. То есть выставка как бы игра, понарошку, но разговоры вокруг нее, всякие круглые столы и выступления краеведа Золотоносова — это было как раз очень всерьез, животрепещуще и актуально. Если только вообще считать разговоры серьезной вещью.

Если конкурс, как сказано, был «как бы» — задач и условий никаких, предлагай что угодно, что только в голову придет; оценкой служил исключительно выбор куратора Хвоенковой — которая в итоговую выставку могла претендента взять, а могла и не взять, — это не означало, однако, будто в голову должны были прийти непременно глупости и всякая фантастика. Из невсамделишности требований отнюдь не следовал раздолбайский подход к самому делу. Более того, провокационная легкость и необязательность оказались почище самых строгих условий — ну это как в любой диагностике: пациенту следует прежде всего расслабиться…

Диагноз монументалистских потенций у молодых художников, допрежь в монументализме особо не замеченных, дал результаты примерно следующие.

Что выставка — петербургская, и проблема — петербургская; и вообще, Петербург как тема и сюжет — эта, казалось бы, очевидная мысль посетила лишь одного автора, Ростана Тавасиева. Что уж совсем примечательно, москвича. Проект для Верхнего Суздальского озера, с жутковатой иронией обыгрывающий местную мифологию (над озерной гладью торчат верхушка Александровской колонны и колокольня Петропавловского собора), как кажется, менее всего предполагает реализацию — вряд ли Ростан стал бы хоть сколько-нибудь настаивать на воплощении своей антиутопии, градус прикола здесь явно зашкаливает, — зато при всей фантастичности и шутейности его проект более других показывает понимание необходимости оценить и понять специфику места-пространства, прежде чем браться маркировать его какой-нибудь скульптурной символикой. В Петербурге, и так затопленном смыслами и знаками, подобная экология была б весьма кстати. Так что первый приз — Тавасиеву. Когда б присуждались призы. Пусть и в шутку.

(Для сравнения — проект Дмитрия Каварги, представляющий собой что-то вроде многометрового геологического керна, вынутого из земли аккуратного столба почвы, демонстрирующего все культурные и геологические напластования, сочиненные и иерархически расположенные Каваргой-скульптором. Вроде бы очень site-specific-проект на деле к этому site оказывается абсолютно равнодушен и может быть воспроизведен где угодно — да хоть бы и в Купчино, по предложению куратора Хвоенковой: в Купчино культурный слой, по идее, толще, чем где бы то ни было еще в городе; самому Каварге было все равно.)

Самую практичную вещь выдал дуэт Pprofessors (Мария Заборовская и Андрей Люблинский), что было ожидаемо — подобную скульптуру Pprofessors разрабатывают давно, их стоеросовую утку хоть завтра в Уткину заводь (аналогичного лебедя для Лебяжьей канавки, скажем, Pprofessors предлагать не стали: непрактично, то есть бессмысленно); вторым по практичности-тире-реализуемости можно считать «Наперсточников» Константина Новикова для Сенной площади — энигматическая группа граждан в натуральный человеческий рост, вдруг возникающая среди толпы, была выразительна посреди оживленной площади. Автору единственно хотелось бы пожелать подождать еще немного, покуда не повыветрится из памяти схожий мотив в инсталляции дуэта Литтл-Уайтхед на недавнем «Новоязе» в Эрмитаже; с другой стороны, это ведь «Наперсточники» у Новикова, так? Значит, легкое мошенничество получается вполне даже в жилу.

1
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить