Москва
5.4

Выставка
100 лет перформанса

Вся история перформанса, от Маринетти до Мэттью Барни

Ретроспективу уже не самого молодого, но все еще ­самого зрелищного и провокативного из искусств подготовили Клаус Бизенбах, куратор P.S.1 (филиал нью-йоркского МоМА, где МоМА привечает искусство, пока не набравшее музейных кондиций), а также Роуз Ли Голдберг, куратор нью-йоркской же биеннале перформансов Performa.

  • 100 лет перформанса – афиша
  • 100 лет перформанса – афиша
  • 100 лет перформанса – афиша
  • 100 лет перформанса – афиша
  • 100 лет перформанса – афиша
Фотография, Инсталляция, Новые медиа, Перформанс

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
23 июня 2010
Обзор истории самого зрелищного из искусств

До сих пор само слово «перформанс» у нас означает по преимуществу что-то почти неприличное или прямо скандальное («и тут он устроил им, бля, перформанс»); ну да, народ мы темный и дикий, однако ж нельзя сказать, будто в такой трактовке перформанса совсем уж неправы, ибо жанр перформанса связан со скандалом и преодолением сложившихся приличий генетически. (Захочешь нарушить иерархии и приличия — разумеется, будет скандал; а еще закатить скандал можно и ради самого скандала.) Что-то такое имеет в виду и куратор «Ста лет перформанса», предводительница нью-йоркской биеннале Performa и вообще главный специалист по этому делу Роуз Ли Голдберг, выводя в своем учебнике «Performance Art: From Futurism to the Present» историю перформанса аж от итальянских футуристов, русских будетлян и интернационального дада; впрочем, у нью-йоркской кураторши в разряд перформанса оказываются за­пи­саны и дягилевский балет, и балет Мерса Каннингема, и опера Филипа Гласса, и фильмы Мэттью Барни, и боди-арт Ива Кляйна, и пластическая хирургия Орлан, и политический акционизм, и хеппенинг, и наконец, собственно клас­сический перформанс 60–70-х — Аллан Капроу и Йоко Оно, Вали Экспорт и Ребекка Хорн, Абрамович и Улай, — так что, как видим, проблемы со строгими дефинициями («вот здесь перформанс, а здесь уже нет») есть не только у нас; ну или же перформанс и правда такое всеобъемлющее и синтетическое искусство, что куда ни кинь — все перформанс. Короче, со словами тут надо быть особенно аккуратным. И если в оригинале выставка называется не «Сто лет перформанса» (с подзаголовком «версия 3»), а просто «Сто лет», то так, наверное, и надо было переводить. А то поборники категорической чистоты определений, начисляющие жанру перформанса от силы лет пятьдесят, ну пятьдесят пять, уже иронизируют: почему бы тогда не начинать эту историю, скажем, от Диогена, мастурбирующего на публике? Понятно, что «версии 3» в любом случае было бы далеко до оригинала — «версии 2, показанной прошлой осенью на последней «Перформе»; понятно, что подзаголовок «версия 3» появился не от хорошей жизни. Потому что те же сто лет, но в нашем случае это что? Один зал, четыре стены, две крупные видеопроекции и десятка два мелких — «версия 3» только по количеству экспонатов уступает нью-йоркской выставке раза в четыре-пять. Ну а по качеству экспозиции — раз, не знаю, в двадцать. В сто. Потому что это мы так говорим — «экспонаты», а на деле это выглядит как? Распечатанные листки, банально пришпиленные степлером к стенам (причем далеко не всегда на уровне глаз, так что чтение в затемненном зале оборачивается для зрителя тем еще хеппенингом), придают экспозиции сходство то ли со институтской стенгазетой, то ли с доской объявлений деканата — что-то такое; понятно, что нам сейчас немедленно возразят: ну так на то она и самостоятельная «версия», чтобы не походить на оригинал; на то и ассоциации с чем-то самодеятельно-вузовским, что учиться вам надо, читать побольше, — хорошо-хорошо, тут скажем мы, но чему можно тут научить­ся, чтобы потом не пришлось переучиваться наново? Понятно, что хоть и надо быть аккуратным со словами, но все это придирки, сути дела не касающиеся, — и все же имя Филипа Гласса пишется с одним «п»; а Йозеф Бойс — он, может, для кого-то и Джозеф, но не здесь; ну а ляпы, подобные вот этому вот — «саундтрек для фильма Мэттью Барни «Рисуя границы-9» был создан партнером Барни, исландским музыкантом Бьорком, который также снимался в этом фильме», — внушают сомнение, во-первых, в просветительской ценности подобной информации вообще, а во-вторых, что принимающая сторона готова начать разбираться не то что в перформансе, а хоть в чем-нибудь. Начинаешь подозревать, что вузовские ассоциации — это еще на вырост, и адекватного перевода перформансу найти нам так и не суждено. Не в этот раз, во всяком случае.

1
0

Отзывы

5
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
19 августа 2010
Все так красиво начиналось, а потом превратилось, блин, в мясорубку


На мой взгляд, в условиях тотального негатива, окружающего нас в повседневной жизни, во всем обязательно нужно стараться найти что-то положительное. Вот и в этот раз, после посещения выставки, я начал новый день с того, что в Википедии прочитал статью про дадаизм. Потому что в процессе обсуждения моя попытка сформулировать что-то определенно-описательное превратилась в мычание, и это было неприятно: несмотря на то, что я так себе ценитель современного искусства, за отсутствие определенного примитивного бэкграунда было стыдно.
Выставка по своей сути очень даже интересна: от начала прошлого века происходит перемещение к тому, что окружает нас сейчас. Плавно двигаясь по кругу от заметки в Фигаро на тему футуризма через фотографию Джона Леннона и Йоко Оно зритель плавно (ну или рывками – это кто как выдерживает) попадает к эротическим видео инсталляциям.
Как же так Леннон и Йоко Оно могли проводить дни сидя в постели: что же такое волшебное они курили?
Несколько шокировала видео инсталляция девушки, которая смачно выскребает ложкой свою грудь.
Ценителям должно быть интересно: за созерцанием показываемого и чтением наклеенного на стену можно вполне провести целый час.
Спасибо за мягкие белые лежбища в центре экспозиции – это понравилось, пожалуй, больше всего

4
0
3
баба Яна
138 отзывов, 241 оценка, рейтинг 178
3 августа 2010

Как всегда подвело стадное чувство и липкий соблазн, распространяемый умело организованным масс медиа!
Если вы хотите отдать 300 рублей за то, чтобы на входе увидеть три макета грибов в масштабе 1:50, затем попасть в комнату с 7-ю полотнами аляповатого вида сродни квадрату Малевича, после в замешательстве посмотреть на видео с девушкой, выедающей собственную грудь или на пирсингованного трансвестита, расплывающегося в загадочной улыбке, то вам ТУДА!!! Из положительного... привлекло внимание мультимедийное панно «Пир Трималхиона». Красочная версия с намёком на вакханалии наших олигархов и их родни :)
ЗЫ: высказано сугубо субъективное мнение человека с классическим взглядом на искусство. Вполне вероятно, что именно вы будете в восторге от всего вышеперечисленного.

3
0
5
Nadejda Kesedy
60 отзывов, 438 оценок, рейтинг 59
5 июля 2010

Вы уж извините меня, любители современного искусства, но это полный треш.
Я посмотрела все три части «Пира Трималхиона» и поняла, что единственное, что есть в этом показе прекрасного - это классическая музыка.

1
0
9
Центр современной культуры "Гараж"
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
1 июля 2010

100 лет перформанса за 50 секунд. Тизер выставки.

Кураторы выставки «100 лет перформанса» в Центре современной культуры «Гараж» Клаус Бизенбах, РоузЛи Гольдберг и директор выставочной программы «Гаража» Молли Дент-Броклехерст приглашают российских художников принять участие в проекте «Фестиваль перформанса»

«100 лет перформанса» (версия №3, Москва, июнь 2010) исследует историю искусства перформанса за прошедшие сто лет. Выставка представляет зрелищную ретроспективу самых значимых работ в области перформанса, начиная с «Манифеста Футуристов» в 1909 году вплоть до работ современных художников. Выставка, как и само искусство перформанса, постоянно изменяется, пополняясь новыми именами и событиями.

Сделать вклад во всемирно известную коллекцию перформансов, хэппенингов, акций и других общественных практик смогут все желающие: заявки с описанием проектов будут приниматься до конца августа. Самые интересные российские проекты будут показаны осенью, в рамках «Фестиваля перформанса» в Центре современной культуры «Гараж». Заявки на участие просьба посылать на адрес rsvp@garageccc.com.

Заявка должна содержать описание проекта, фото и видео-документацию, если таковые имеются. Также просим обязательно указывать в заявке контактную информацию. В теме письма просим указывать «100 лет перформанса». Заявки мы также принимаем в Центре современной культуры «Гараж»: вы можете оставить копию проекта на информационной стойке для Андрея Мизиано.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все