Москва
8.1

Выставка
Пикассо

Отборнейший Пикассо из парижского Musee Picasso
  • Пикассо – афиша
  • Пикассо – афиша
  • Пикассо – афиша
  • Пикассо – афиша
  • Пикассо – афиша
Фотография, Живопись, Графика, Скульптура, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
8 июня 2010
Пикассо в порядке

Тут надо иметь в виду, что Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусе­но Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патри­сио Руис-и-Пикассо наработал и в самом деле на десятерых. В силу хотя бы этой при­чины — Пикассо много — язык не поворачивается сказать, будто Пикассо ма­ло. Или что Пикассо — редкость. Напротив, ощущение такое, будто яблоку негде упасть, и даже очень буквально: вот недавно посетительнице в Метро­политен-музее стало худо, ее повело, она покачнулась — куда бы, вы думали, она упала? Музей, правда, сказал, что за разодранного Пикассо он не в претензии. Потому как не протиснуться уже, и в самом деле. Пикассо повсеместен и не перестает служить ньюсмейкером спустя скоро сорок лет после смерти; для нас-то он вообще свой — закоренелая любовь к автору голубя мира, члену Коммунистической партии, лауреату Международной Ленинской премии у жителей столиц всегда подкреплялась еще и гордостью, что в Эрмитаже и в Пушкинском музее есть свой замечательный ранний Пикассо. Маленький, но гордый.

Однако ныне обещано, что «такую полную и систематически выстроенную панораму творчества Пикассо российские зрители увидят впервые»: Эрмитаж принимает парижский Музей Пикассо — единственную, пожалуй, коллекцию, способную обеспечить эту самую панораму среди принципиального хаоса. С коллекциями Пикассо обычно как. Например, в Музее Пикассо в Барселоне хорош, вот как у нас, — ранний Пикассо. А в Музее Пикассо на Антибах — Пикассо за 1946 год, и именно 1946-й. В берлинском музее хорош… пожалуй, Клее. В Малаге музей завлекает туристов фамильным домиком. Парижский Musée Picasso хорош всем. С тем и создавался. Был принят закон, по которому налог на наследство мог быть выплачен государству произведениями искусства и иными культурными ценностями. Это в некоторых исключительных случаях. И тут назрел именно такой. У члена Коммунистической партии, пусть к тому времени и бывшего, одной недвижимости было о-го-го; вдова посоображала-посоображала — и согласилась. Приехал специалист из Минкульта и выбрал все, что нужно для идеального музея, равновесно: Пикассо раннего и позднего, живопись и графику, керамику и металл… А скоро еще и вдова уважать себя заставила (застрелилась через год), и теперь уже ее дочь получила возможность сделать новый dation… Любопытно: особняк, от­веденный для музея, отель Сале («соленый»), был построен в середине XVII века на средства, вырученные также от налога — на соль; вот этот-то особняк сейчас и закрыт на реконструкцию, пока музейная коллекция гастролирует по Европе.

4
0

Отзывы

5
Елена Лунина
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 6
26 июля 2010

Об этом художнике сказано так много, хотелось бы затронуть другой вопрос. Посещение выставки Пикассо в Государственном Эрмитаже оставляет впечатление, что у одного из самых крупных музеев мира недостает площадей для организации временных выставок. Пришлось даже портреты императоров снимать, хотя не везде, в Фельдмаршальском зале обошлись малой кровью. Выбор залов для экспозиции организаторы объясняют высоким статусом выставки, которая, в сущности, стала культурным десертом к международному экономическому форуму. Но неискушенный в политическом этикете зритель невольно приходит к мысли, что выставку разместили там, где нашлось место, даже если это место - главные залы Зимнего дворца. В данном случае престиж Восточной галереи, Фельдмаршальского и Гербового залов вовсе не кажется достойным оправданием, тому, что необычайно крупное для России собрание художника оказалось рассеянным по этажам. Забавно, что не только обычным посетителям, но и двум президентам (России и Франции), пришлось побегать по лестницам в поисках коллекции Пикассо.

Оформление выставки несколько вводит в заблуждение посетителя, взволнованного предстоящей встречей с легендарным французским художником, его влечет таинственный полумрак Николаевского зала. И не без основания. Вход туда оказался в окружении щитов с крупной фотографией Пикассо и информацией о выставке, словно приглашающих войти. Оглядевшись, мы, с разочарованием, замечаем, что свое начало экспозиция берет в Восточной галерее, которая при всей эффектности названия представляет собой типичный для анфиладной системы проходной коридор, наводняемый время от времени пробегающими мимо шумными экскурсионными группами. Такое, прямо скажем, пренебрежение несколько снижает ценность выставленной там части коллекции. Посетитель, не знакомый с творчеством Пикассо, наверняка, принял бы эту скромную экспозицию за второстепенную выставку современного художника, удостоенного чести выставить свои работы в одном из коридоров музея, ведь что бы попасть в самый скромный зал, приличному художнику нужно как минимум умереть. В этом отношении с некоторым снобизмом звучат слова Михаила Пиотровского, который подчеркнул, что не только у нас никогда не было Пикассо в таком объеме, но и у Пикассо никогда не было выставки в главных залах Зимнего дворца.

В Восточной галерее не сложилась атмосфера причастности зрителя к великому, а ведь это не маловажная деталь в подаче художественных произведений такого уровня. Об этой причастности напоминают разве что специальные защитные боксы для картин, которые сообщают им характер артефактов, отчасти восстанавливают статус шедевров. Тем не менее, этот коридор с небольшим залом в конце оказался, пожалуй, наиболее удачным местом для осмотра коллекции. Простота интерьера, не в пример другим залам, занятым экспозицией, позволяет сконцентрировать внимание на самих работах, и, перемещаясь от одной картины к другой, от рисунков к полотнам, постепенно погрузиться в мир творчества художника.

Маленький зал в середине восточной галереи - самое удачное место всей экспозиции, небольшое камерное пространство, не отягощенное интерьерным убранством, позволяет в полной мере насладиться представленными работами Пикассо. В целом эта часть выставки, посвященная раннему периоду в творчестве художника,
невольно воспринимается, как преддверие к чему-то более масштабному. И в поисках этого масштабного, вопреки указателям, ноги сами несут в соседний Николаевский зал, который, на поверку оказывается занятым выставкой корейского искусства. Недоумение и поиски продолжения экспозиции уже на начальном этапе осмотра несколько сбивают столку. Этот момент выпадения из последовательного осмотра выставки, совсем не идет на пользу целостному восприятию исключительной по своему объему экспозиции.

В Фельдмаршальском зале посетителя ждет сюрприз, картина французского художника тут только одна, она соседствует с не тронутой обстановкой зала. Но пытливый посетитель, следуя простой логике, наверняка потратит еще какое-то время, что бы обойти вокруг двух стендов, натыкаясь взглядом на грозные портреты русских фельдмаршалов, в поисках других полотен Пикассо. Подобное коварство организаторов, после размещения собрания одного из величайших художников XX века в коридоре, уже не удивляет. Вообще, судя по всему, устроители выставки - люди с юмором, как иначе объяснить тот курьез, что картина Пикассо, посвященная жертвам военной агрессии, висит в зале военной славы?

Гербовый зал, следующий на пути петляющей выставки, после пресной Восточной галереи буквально обрушивается на посетителя, но не столь мощью зрелого Пикассо, сколь величественностью своего интерьера с огромными фигурами древнерусских воинов, неодобрительно взирающих со стен. Здесь расположилась самая значительная часть привезенной коллекции, поражающая буйством красок и форм. Искусно подсвеченные работы кажутся фантастическими декоративными панно, вырванными из полумрака вспышками света. Впрочем, безупречное оформление этой части выставки, не вполне компенсируют довлеющую помпезность приемной русского царя.

Перенос части экспозиции на третий этаж, куда-то вглубь вереницы залов современного искусства кажется уже совсем не приличным. Подобное разделение привезенной коллекции, в значительной мере обесценивает как ранний этап творчества художника, размещенный в галерее, так и работы Пикассо, созданные в тандеме с участниками русских сезонов в Париже. До этой невыразительной части экспозиции посетитель, если и добирается, то уже пресыщенный впечатлениями от посещения Восточной галереи и Гербового зала.

На что рассчитана такая организация выставки? Судя по всему на то, что посетители, как послушное стадо баранов, будут переходить от одного указателя к другому, но ведь посетитель пришел смотреть не на указатели.

5
0
7
Борис Аннинский
23 отзыва, 70 оценок, рейтинг 20
21 июня 2010

Пикассо на этой выставке очень много! Сама выставка расположилась во множестве залов Эрмитажа, сгруппированная по разным периодам или направлениям работы мастера. Поэтому смотря на работы этого испанца, волей не волей заглядываешь в соседние залы, где идут другие выставки (например, посвященная искусству Кореи) или постоянные экспозиции - галерея героев войны 1812 года.
Разнообразие полотен, скульптур приводит в восторг! Но где-то через эквартор посещения я начал ощущать тяжесть усталости, которая возникла не без помощи Пикассо - мне тяжело воспринимать его в таких количествах.
По его работам сложилось впечатление, что у него реальная проблема с образом женщины - он очень не любил их (хотя боготворил их), поэтому они в большинстве своем все время странные на полотнах.

1
0
5
Галина Владимирова
1 отзыв, 16 оценок, рейтинг 0
30 августа 2010

Безусловно, такая обширная выставка Пикассо, да не откуда-нибудь, а из Парижского собрания, это большое событие. Не ходить – себя не уважать. Интрига подогревалась известиями об огромных очередях в Хельсинки и Москве. Феерия кубизма и апофеоз гения. Словом, редко случается такая ретроспектива, и такого мастера. Почему же «послевкусие» осталось не слишком приятным? Этим вопросом я задавалась еще долгое время после, потому как не хотелось сразу расстраиваться. И работы хороши, и развернутость, и биографические материалы, и много. Нот нет согласованности и вселенской гармонии в экспозиции, и освещение многое губит, и жара и толпы туристов. Из-за ремонта Иорданской лестницы в начало экспозиции нужно попасть хитроумным путем. Далее – плохосвещенная галерея, одна-оденешенька работа в Фельдмаршалском (зачем?) и финиш на третьем этаже. В результате, разорванные впечатления и горечь разочарования. И все же низкий поклон, что и это есть.

0
0
7
Виктория Дим
18 отзывов, 64 оценки, рейтинг 28
20 августа 2010

Я не большая поклонница творчество Пикассо, но на выставку сходила просто потому что НАДО. Для меня Пикассо всегда относился к разряду просто хорошо распиаренных художников, не более того. В общем-то этого мнения я и сейчас придерживаюсь. Выставка порадовала своей логичностью - от ранних работ к более поздним. Ранние работы сложно назвать самобытными и по технике они больше напоминают Ван Гога. Из этого же периода понравились работы пастелью, детальная проработка и яркие цветовые пятна в сочетании с мягкостью тонов создают потрясающую картину. Не понравилось, что этюды к картинам висели достаточно далеко от самих картин, при беглом просмотре связь уловить достаточно сложно. Обратил на себя внимание этюд к "Фермерше", которая хранится в самом Эрмитаже. Остальные картины интересны, но не гениальны. Скульптура достаточно посредственная и больше напоминает какие-то попытки - "Я попробовал, у меня не очень получилось". И так далее, и так далее. Сходить на эту огромную выставку ради галочки стоит, но сомневаюсь, что в Эрмитаже. Лучше уж за Пикассо поехать в Париж и в его музее детально осмотреть эту коллекцию. Все-таки наши классические залы не приспособлены под современное искусство. Смотрится "произведение" из велосипедной сидушки и руля, изображающие голову быка, на фоне золотых колонн как обыкновенный мусор каковым он и является. Да и таким огромным картинам нужен простор. В общем, экспозиция как всегда на троечку. Коллекцию можно охарактеризовать как "большая коллекция Пикассо" - именно так я бы ее охарактеризовала, не более.

0
0
9
OlgaD
10 отзывов, 11 оценок, рейтинг 11
5 июля 2010

Два часа в очереди под раскаленным солнцем.И два часа чтобы все осмотреть.Его и правда там очень много. И эти вещи стоили двух часов моей жизни ,убитые в этой очереди..Потому что я никогда больше не увижу этих цветов.Репродукции не передают того КАК это выглядит на самом деле. Я узнала это после этой выставки. Уже неделю ищу репродукцию одной его картины,которая сейчас висит там в Эрмитаже - влюбилась бесповоротно.Собрала уже тьму репродукций.И ни одна не похожа..Какие там цвета... Хоть плачь. Пойду снова.Ничего не остается делать.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все