Декоративно-прикладная, Историческая, Живопись, Графика, Инсталляция |
Пять тысяч лет — это если вести счет с тех пор, когда протокорейцы жили еще в пещерах; но и тогда уже, гляди-ка, соображали какое-никакое свое корейское искусство. (Древнейший экспонат на выставке, горшок «гребенчатого орнамента», принадлежит стилю, впрочем, совершенно интернациональному, повсеместному от Дальнего Востока до Скандинавии: это когда керамика украшается простейшими движениями острия какой-нибудь палочки — вверх-вниз — по влажным бокам вращающегося на гончарном круге сосуда). Выставка из коллекции Национального музея Кореи включает десяток экспонатов, имеющих на родине статус «сокровища», и три со статусом «национального сокровища» — стало быть, отечественной публике предложен практически один процент из числа всех 315 южнокорейских реликвий, имеющих этот статус; а именно «национальные сокровища» номер 29, номер 91 и 143. «Почти один» здесь потому, что из этих трех номер 29 прибыл в натуральный размер — три с половиной метра высотой, — но не в натуральном виде: «Божественный колокол Сондока Великого» вообще нечасто трогают. Даже звонят раз в несколько лет — уже есть трещина, все-таки двенадцать веков колотили не стесняясь, теперь берегут; поэтому вместо колокола в Николаевском зале только фроттаж, снятый с одного его бока, — лента растительного орнамента внизу, выше, в пустом поле посередине — апсара в развевающихся одеждах: нимфа, сирена, валькирия, соблазнительница, все сразу, утешающая павших героев в раю.