Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Двоесловие/Диалог

О выставке
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
28 мая 2010
Современное искусство и опиум для народа

В позапрошлом году Гор Чахал немало повеселил скептиков своим проектом «Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу. Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля». Согласно Чахалу, вооружившемуся электронным микроскопом, «почва (Мать-Сыра-Земля) реагирует на произведения изобразительного искусства. Эта реакция заключается в движении (шевелении) почвы (Матери-Сыры-Земли)… Реакция почвы (Матери-Сыры-Земли) не зависит от техники исполнения произведения искусства (цифровая, мультимедийная, живописная). Реакция почвы (Матери-Сыры-Земли) на произведения искусства существенно отличается от ее реакции на свет», — понимать это следовало так, видимо, что коль искусство Гора Чахала даже неживую материю пронять-расшевелить способно, то ловить человеков такому, как говорится, сам бог велел. Человеки, однако, обидно гоготали, указывая художнику, запасшемуся перед выставкой кроме микроскопа еще и справкой из отдела внешних связей Московской патриархии (де на выставке Чахала «не усматривается признаков оскорбления религиозных чувств»), что сервильность — все равно сервильность и есть, из добрых побуждений она происходит или нет. И что подобные справки, как и любые другие апелляции к авторитету Церкви, художнику, вообще-то, противопоказаны. «Ты сам свой высший суд; всех строже оценить умеешь ты свой труд» — и потому «дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум». Но Чахала ум влечет как раз сюда, Чахал уверен, что искусство религиозно — любое, из чего каким-то образом следует, что Чахал готовит выставку прямо в храме (ну не совсем «прямо» — в притворе храма Мученицы Татианы на Моховой, угол Большой Никитской, где во времена исторического материализма был актовый зал), сокуратором у Чахала — диакон, и настоятель храма направил представление святейшему патриарху: субординация требует, чтобы все было чин чинарем… Собственно, кроме вот этих новостей организации выставочного дела — ничего нового; все это можно было видеть более или менее недавно: дзенские триптихи Никиты Алексеева, картины из «Евангельского проекта» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, фотографии облупившихся храмовых росписей Владимира Куприянова… Снимки акции Кирилла Асса и группы «Синий суп» здесь почти самый старый экспонат: когда в 1999 году Пасха совпала с Днем космонавтики, молодые архитекторы накрыли купол Московского планетария кумачовым полотном с буквами ХВ — получив, таким образом, самое крупное пасхальное яичко; шутка, разумеется, ничего серьезного — но с письменного разрешения Патриархии. И если одиннадцать лет назад необходимое согласие церковников казалось неким атавизмом, просто еще одним приколом, тем более с точки зрения «Синего супа», никогда не демонстрировавшего особой религиозности, — теперь у подобной литературы оказывается большое будущее.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все