Москва
8.1

Выставка
Александра Экстер

Одна из «амазонок русского авангарда»

Заявленная как ретроспектива, в действительности выставка на таковую не тянет, будучи практически лишена второй своей половины, послеэмиграционной. Тем не менее и в таком качестве — небывалое до сих пор собрание Экстер из всех российских музеев от Петербурга и Москвы до Нижнего Тагила и Саратова, включая сюда парочку музейных коллекций Киева, а также ряд частных столичных коллекций. Дизайнировал экспозицию Борис Мессерер.

  • Александра Экстер – афиш�а
  • Александра Экстер – афиша
  • Александра Экстер – афиша
  • Александра Экстер – афиша
  • Александра Экстер – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
9 июня 2010
Тамара де Лемпика на службе у Таирова

Экстер, «менявшая стили как перчатки», ходила на этюды с Кандинским, дружила с Малевичем, Гончаровой, Апполинером, Пикассо; пробовала себя в различных «-измах» — органически притом ее постоянно тянуло к фолку (Экстер родилась в городе Белостоке); она организовала артель в селе Вербовка, где безустальные вышивальшицы ровной гладью переносили на ткани супрематические картины авангардистов, а в своей киевской студии преподавала студентам вместе с народной художницей Собачко-Шостак. Любила резкие сочетания (желтый, лиловый, черный); в конце концов эта самая способность придавать цвету динамичность и даже балаганность привела Экстер в Камерный театр к Таирову: яркие костюмы с точным, практически архитектурно выстроенным количеством углов и складок к «Саломее», к «Фамире Кифареду», «Ромео и Джульетте» движутся на листе бумаги сами по себе, будто живой актер (невозможный белый, а рядом самый черный, вокруг насыщенный красный и глубокий синий, окружающие актеров геометрическими плясками). Внушительное количество театральных работ частично добыто из самого несговорчивого московского музея — имени Бахрушина; театральным эскизам отдана вся правая анфилада — куда ведет парадная лестница, увешанная гигантскими старыми театральными же афишами, и еще два парадных зала с разогнанными в сотни раз фотографиями спектаклей. Как главный столичный экспозиционер Борис Мессерер любит. Вообще, впечатление, что выставка — из театральных эскизов 20-х. А вся прочая живопись, множество ранних и немного поздних работ — довесок, единственно чтобы поддержать исторический и биографический контекст. ММСИ поспешил объявить об открытии «беспрецедентной ретроспективной выставки Александры Экстер» — к чему мгновенно недобрый вопрос: разве?

2
0

Отзывы

7
Doctor D
115 отзывов, 197 оценок, рейтинг 136
2 июня 2010

Люблю начинать с конца, так и на данной выставке пошли с конца, что приятно увлекло нас обратным видением развития творческих способностей А.Экстер в разных сферах искусства. Незаурядная художница, в ее работах видна глубина (что часто отсутствует сейчас у современных авторов!) и стержень (свое видение в любом стиле!). Интересны цветовые решения, кроме ярких красок, очень привлекательны работы, выполненные в пастельных тонах. Работы для Таирова настолько авангардны, даже для до- и послереволюционной России, особенно по цветовому и конструктивному решениям (очень хотелось бы посмотреть как они были воплощены и выглядели на сцене). Попутно мы вспомнили Бакста и оказалось не зря, потому что Экстер также серьезно подошла к театральному своему периоду и эскизы выполнены профессионально, даже с сохранением черт и традиций страны, где происходит действие спектакля, хотя в основном они конструкторского типа, т.е. это не просто платье, а целая "махина" из тканей разной фактуры и рисунка, объемов и поверхностей (не хуже Готье или Ив.С.Лорана!). А сценография - это просто конструкторское бюро какое-то, но опять же все элементы, например, изображение Венеции, отображены, - будь то мосты, река, дворцы, окна, балконы. И цвет - буйство цвета во всем!
Шикарны рукописные книги (Les Livres Manuscrits), ведь это так здорово, когда подарок делается своими руками, а тут и рисунок, и текст (практически аналог каллиграфии!).
Конечно присутствует ее картина "Венеция" 25г., которая побила все рекорды по стоимости продаж ее работ на аукционе Сотбис в 2009г.
В черно-белом немом фильме Аэлита, который можно посмотреть в одном из залом музея, видны элементы знаменитого арт-деко, в который она внесла свой особый вклад.
И это далеко не все, где смогла проявить свои творческие способности А.Экстер!

2
0
7
Cineman
11 отзывов, 15 оценок, рейтинг 26
13 августа 2010

Выставка понравилась. Русский авангард Александры Экстер интересен и своеобразен. Впечатлило многое. Особенно городские пейзажи (Городской пейзаж, 1924 г. и Киев (Город). Эскизы к костюмам тоже интересные (Ромео и Джульетта особенно). Персидские мотивы тоже очень колоритны. В конце экспозиции зайдите на просмотр немого кинофильма Аэлита (1924 г.), к которому Экстер готовила эскизы костюмов марсиан. Жаль, что титры на французском, хотя фильм наш. Сходите на выставку, не пожалеете.

1
0
7
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
5 июня 2010

Александра Экстер - одна из знаменитой "могучей кучки" русского авангарда. Со своим очень узнаваемым подчерком - мягким лиричным и очень кропотливым. Но есть в Экстер какая-то вторичность, ведомость по отношению к тем школам, с которыми ей повезло столкнуться, что, наверное, объясняется ее женственностью.
Очень красивые рукописные книги - хороши для частной коллекции, но не содержат в себе художественной значимости. Например, забавные иллюстрации поэзии Артюра Рэмбо в виде декоративных голубых цветочков и веточек - очень изящны, но совсем не соответсвуют содержанию. И так во многом у А.Экстер.
Тем не менее, фигура значимая, для ее понимания и проникновения в ландшафт живописи начала 20 века выставка весьма актуальна, тем более, что сделана с любовью и кураторским личным отношением. В образовательных целях - обязательна.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все