Выставки Москвы

Выставка Исаак Левитан, Санкт-Петербург
Русский музей, 15 апреля – 26 июля 2010, Санкт-Петербург

8.5

Главный нытик щемящего русского пейзажа

Место проведения

Русский музей

Русский музей

8.0
Крупнейшее собрание русского искусства, от домонгольских икон до авангарда
Крупнейшее собрание русского искусства — от древних икон до живописи конца XIX века — хранится в построенном архитектором Карлом Росси дворце Михаила Павловича (младшего брата Александра I). Самые крупные залы отведены художникам Императорской академии художеств первой половины XIX века, поменьше — картинам передвижников, Ильи Репина, Василия Сурикова и остальных. Собрание символистов и художников русского авангарда, которым гордится Русский, выставлено в пристройке Михайловского дворца — Корпусе Бенуа. В нее можно попасть как из основного здания (продолжая движение), так и через отдельный вход с канала Грибоедова.
телефон+7 (812) 314 34 48
адрес
ценаВход 70–350 р., для детей до 18 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьРусский музей

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Главный нытик щемящего русского пейзажа

Васильев рано умер, Саврасов спился, Куинджи… с Куинджи тоже все было как-то нехорошо. А Левитан… Непонятно, почему работа с русским пейзажем непременно оборачивается если не прямо мученичеством, так хотя бы какой-никакой трагедией, будто уже само это занятие, вроде бы невинное, — глядеть в пространство — предполагает неотвратимое наказание: засмотрелся вдаль? плати сторицей! Так что двести раз наперед предстоит подумать, прежде чем браться за этюд в наших широтах: не ровен час ка-ак шарахнет из поднебесья какая-нибудь напасть. И ведь было б из-за чего! Невзрачный, ни то ни се, ландшафт средней, весьма средней полосы — его, получается, надо еще и как-нибудь обязательно выстрадать вместе с его негромкой прелестью; а не выстрадал — выходит как бы уже и не совсем то. Отсутствие явного смысла в этом неярком зрелище будто необходимо компенсировать собственной кровью, нехватку пафоса — собственными нервами; какая же все-таки это вредная, наивреднейшая профессия — русский пейзажист, никакой свежий воздух тут не подмога. Так что если даже все у тебя вроде в порядке, и годы нищенской учебы, и жизни впроголодь, и ночлега на столах в рисовальном классе — все это давно позади, и теперь Третьяков стабильно приобретает твои картины, а твои коллеги только млеют от зависти, и замужние женщины безоглядно вешаются тебе на шею — тут-то и жди беды. Левитана в гроб свела аневризма — однако если бы и не болезнь, так просто он бы все равно не отделался; несколько раз он пробовал стреляться — и стрелялся, но словно бы нехотя, всякий раз неудачно, хоть и шумно; смертельный диагноз скорее даже сбавил обычный градус истерично-депрессивной меланхолии, в высшей степени свойственной его впечатлительной, не без надрывчика, натуре. Под конец жизни он сосредоточился на сумеречных, закатных сюжетах, не без мелодраматизма обставляя свой близкий уход — но все же оставаясь в рамках хорошего вкуса, не привнося в свои безлюдные пейзажи, как можно было бы ожидать от обреченного, еще больше тоски и грусти, не форсируя темп работы над каждым полотном, по-прежнему месяцами вымучивая эффект, который мы сейчас зовем «почти импрессионистическим» (так, якобы этюдная, вся праздничная и светлая «Березовая роща» в действительности писалась четыре года, а «Свежий ветер», называемый лучшим изображением Волги после Репина, на деле пахнет потом, а никак не свежестью). Заканчивая тот или иной мотив, он порой прибегал в переписке с заказчиком или друзьями к сильным выражениям вроде «здесь сказался весь я, со всей своей психологией», однако истинная мудрость проявилась все-таки как раз в том, чтобы не сказаться окончательно нигде — и оставить потомков ломать голову над «тайной Левитана», ухватил ли это Левитан «самый воздух» (Розанов) русского пейзажа или же это мы наблюдаем воплощение специфической личной сентиментальности, не водянистый воздух, а водянистый гумор, — из-за чего «картины его не только нравились, но возбуждали сочувствие» (Ге).

3

Отзывы пользователей о выставке «Исаак Левитан»

Фото Svetik_FrekenSnork
отзывы:
169
оценок:
167
рейтинг:
174
9

Солнечная светлая выставка И. Левитана согреет любого и не оставит никого равнодушным. В трёх небольших залах собраны его лучшие работы – от крохотных картин до огромных полотен, но не зависимо от их размера и от того, что на них изображено (зима или лето, озёра или поля), они наполнены теплом и любовью, душой художника, его привязанностью к русской природе и природе вообще. Картины художника полны его настроения, которое очень легко почувствовать, лишь взглянув на полотна. И эта теплота умело подчеркнута теплыми тонами стен и перегородок, из которых составлены прямоугольники-рамы, собирающие внутри себя небольшие картины.
Все его полотна полны спокойствия, уюта, размеренности. Когда смотришь на картины Левитана, то на душе становится тепло и спокойно, умиротворенно, не хочется никуда бежать, а напротив – остановиться и насладиться мгновением. Особенно спокойны и полны тихой радости две картины – «Вечерний звон» и «Тихая обитель». Вечер. Розовые облака, бегущие по голубому небу и отражающиеся в спокойной воде. А на берегу холма стоит белокаменный монастырь с голубыми куполами. И тишина. Покой.
А вода в его картинах? Так и чувствуешь, как рябь бежит по воде глубокого синего цвета в картине «У берега», а в «Свежем ветре» слышен плеск волн о берег и шум волнующейся воды.
Входя в третий зал, мы вдруг попадаем на берег озера, слышим тихий шум вод и на нас плывут облака. Мы и природа. Никого вокруг. Но, увы, мы не на берегу озера – мы смотрим на «Озеро», чрезвычайно живую картину, поглощающую нас, чьи облака вырываются за пределы полотна.
А вот люди у И.Левитана, на мой взгляд, похожи на привидений, на тени. Они словно были когда-то здесь, но природа поглотила их, и остались лишь очертания людей. Так показалось мне на картинах «Владимировка» и «Осенний день. Сокольники», где настроение мира вокруг точно соответствует состоянию и настроению людей, сопереживает им.
Но не только русскую природу изображал художник. Две картины, изображающие Италию, особенно запомнились мне. Одна из них – «Весна в Италии». Я рассматривала другие картины и вдруг обернулась и… улыбнулась! Улыбнулась широко и радостно, и лишь потом поняла, что я увидела – кусты, цветущие нежно-розовыми цветами на фоне снежных гор, освещенных солнцем. Мне захотелось оказаться там и самой насладиться этим потрясающим и радостным пейзажем. А вторая – «Озеро Комо» - выросшие над гладью озера высокие горы, чьи верхушки утопают в облаках, …
Истинное удовольствие получила я, посетив выставку Исаака Левитана. Удовольствие для души и глаз.

1
Фото Борис Аннинский
отзывы:
23
оценок:
70
рейтинг:
20
9

Посещение выставки в теплый летний день вызывает желание окунуться в воды Волги, изображенной на пейзажах Левитана. Когда возле Соснового леса начинаешь отмахиваться от комаров, которые летят где-то между написанными Исааком Ильичем деревьями, понимаешь всю красоту его работ.
Пейзажи большие и маленькие, яркие и в мягких тонах, дневные и ночные - все это есть на выставке. И редкие работы, где Левитан изобразил человеческие фигуры...

P.S.: Выходя с выставки эмоционально прямо врезаешься в "Одинадцать голов" Филонова, которые резко возвращают тебя в реальность бурных дней. Аккуратнее на выходе.

0
Фото julia bublikova
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
0
9

Всем идти обязательно! Осень, показанная Левитаном, не может не вызывать восхищения от столь четкого проникновения и понимания самой ее сути.
Посмотрите, расположенную слева при входе в зал картину "Тишина" и сразу ощутите наполнение этой тишиной мироздания. Суетливое, мелочное, беспокойное останется, пусть и не на длительное время, но вдали от вечного, вневременного и мастерски исполненного покоя.

0

Галерея