Выставки Москвы

Выставка Рериховский век, Санкт-Петербург
Манеж, 16 апреля – 16 мая 2010, Санкт-Петербург

7

Место проведения

Манеж

Манеж

7.0
Возможно, будущее место силы современного искусства в Петербурге
Масштабная реконструкция здания архитектора-классициста Джакомо Кваренги началась в 2013 году. До обустроившегося там в 1967 году выставочного зала Манеж использовался как гараж НКВД, склад и собственно манеж конногвардейского полка. Сегодня новое руководство создает в его стенах ультрасовременную площадку для показа актуального искусства и собирается развивать проекты для совершенно разной аудитории — от профессионалов из сферы искусства до детей и людей с ограниченными возможностями. Переориентация на современную культуру ощущается прежде всего в интерьере: дерево вместо холодного мрамора, мобильные перегородки вместо сложносочиненных лабиринтов и даже стулья для созерцания работ.
телефон+7 (812) 611 11 00
адрес
ценаВход 150–350 р.
официальный сайт

Отзывы пользователей о выставке «Рериховский век»

Фото Svetik_FrekenSnork
отзывы:
169
оценок:
167
рейтинг:
174
3

Во всём должна быть мера.
На мой взгляд, «Манеж» в этот раз переусердствовал в своём желании «окультурить» посетителей – такого количества разнородной и неотфильтрованной информации я давно уже не видела.
Конечно, название выставки «Рериховский век» обязывает как можно полнее представить мир Рерихов, их интересы, семью, друзей, но зачем, например, выставлять чуть ли не все существующие книги Рерихов и о Рерихах на всех языках мира? Зачем? Показать известность этой разносторонней семьи? Но это и так и понятно.
С самого первого шага вы попадаете в дикий вихрь информации – с потолка свисают плакаты с репродукциями картин и мнениями о творчестве и личностях членов семьи Н.К. Рериха; на стенах, местами задрапированных тяжёлой кроваво-красной тканью висят стенды с фотографиями и текстами, рассказывающими о месте, личности, периоде жизни… (причем, иногда проход, где висит стенд так узок, что там может уместиться лишь 2 человека – один стоит впритык к плакату и не может ничего прочесть, а второй крадётся за ним); портреты, книги, вещи, шаткие витрины, облепленные со всех сторон заинтересованными посетителями, шкафы, посуда… Ни к чему толком не подойти и не рассмотреть. Всё узко. Всё тесно. Зачастую не очень ясно, что и к чему относится – кто этот человек, что это за картина… И только прочитав несколько следующих плакатов, становится понятно, зачем это здесь висит.
По узким боковым галереям идёт экскурсия. Эта масса народа перекрывает проход. Одиночные посетители не знают куда им деваться – убежать вперёд – что-то упустишь; остаться сзади – подогревает интерес к тому, что впереди; протискиваться между шаткими стенами и экскурсантами – не удобно, а вдруг упадёт (при мне кто-то случайно задел временную стену и она угрожающе зашаталась, а картина, висевшая на ней, затряслась и захлопала по стене…), а толкаться в середине группы – неудобно, стыдно.
В правой галерее слегка посвободнее – там рассказывается о сыновьях и братьях Н.К.Рериха. Группа ещё не успела туда дойти, да и узких проходов меньше. Меньше и витрин, поэтому люди не бегают судорожно по диагонали от одной витрины к другой, боясь не заметить, не увидеть, не узнать что-то новое и интересное.
А вот в центре первого этажа творится хаос. Поток информации, выливаемый устроителями выставки, увеличивается в десятки раз, глаза разбегаются, голова лопается и под конец накатывается усталость от переизбытка всего, а впереди ещё второй этаж!
Так что же такого я увидела в центре? Представьте себе зал, по краям которого и кое-где в центре развешены полотна, множество небольших натыканных повсюду витрин с зачастую непонятной (не ясной, зачем она там) информацией, над которым квадратные светильники, задрапированные со всех сторон полутораметровыми полотнищами с фотографиями, коллажами, текстами, репродукциями… Всё это светится, слегка колышется… Если задаться целью прочитать всё, что было написано на всех стендах, то боюсь, уйдёт весь день, а вот что запомнится?
Устроители явно не жалели сил – привезли даже иконостас, яркий своей многочисленной позолотой, объемными нимбами и маленьким потемневшими от времени иконами, которые никак не хотели замечаться глазом, который упорно отвлекался на яркое золотое убранство вокруг.
Второй этаж встретил меня такими же многочисленными светильникам-плакатами, изломанными стенами с полотнами, которые были уже набраны и из рериховской коллекции, и из картин последователей… Там же, на втором этаже, был и элемент инсталляции – огромный серебристый камень (точнее искусственное подобие камня), светящийся изнутри синим цветом, так что я даже не смогла толком рассмотреть льва, который там должен был быть изображён. Это чудо должно было изображать реальный камень, принятый Н.К.Рерихом в качестве краеугольного камня мироздания и изображённого на одной из его картин.
В ходе путешествия по выставке складывалось впечатление, что выставку делали на спех– то таблички в витрине перевернуты не той стороной, то висит что-нибудь криво, карта с мелким текстом висит высоко, что невозможно ничего прочесть, а картина низко висит под ней, да и материал словно отбирали в последний момент – всё что попалось под руку побыстрее просмотрели, оформили и выставили, и оказалось очень много лишнего, такого, что можно было бы и убрать, ничего не потеряв (многочисленные книги, о которых я уже писала, открытки с репродукциями картин, которые можно было посмотреть «в живую»). Совершенно забыли об удобстве посетителей – картины зачастую висят очень близко друг к другу, что не даёт возможности насладиться ими, почувствовать покой и величие гор, пейзажей изображённых на полотнах, а потом в центре зала вдруг пустота, куда можно было бы поставить скамью, чтобы посетители смогли присесть, отдохнуть, обсудить и, конечно же, созерцать!
На мой взгляд, выставка совершенно не соответствует настроению полотен Н.К. Рериха и его сына С.Н.Рериха – спокойствию, величавости, умиротворённости. Она шумная, перегруженная, не дающая расслабиться и погрузиться в рериховский мир. Мир не внешний, а внутренний. Она не даёт проникнуться настроением полотен, почувствовать себя частицей этого огромного и прекрасного мира, который хотели изобразить Рерихи.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить