Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.1

Выставка
Марк Ротко: в неведомый мир

Столп американского абстрактного экспрессионизма

Двенадцать работ на холсте и одна на бумаге — первая в Москве выставка Ротко, любопытная своим провенансом: в прошлом году эти вещи были пущены с молотка, чтобы покрыть убытки, нанесенные их бывшим владельцем, одним из организаторов крупнейшей в США финансовой пирамиды.

  • Марк Ротко: в неведомый мир – афиша
  • Марк Ротко: в неведомый мир – афиша
  • Марк Ротко: в неведомый мир – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
13 апреля 2010
Самый дорогостоящий художник из России, кстати, но кто ж вам считает

Учитывая эффектный финал биографии Ротко, одним прекрасным февральским днем 1970 года накидавшегося таблеток у себя в мастерской на Манхэттене и для верности еще и вскрывшего вены, заглавие «В неведомый мир» следует счесть, э-э, несколько двусмысленным. Завуалированное предложение и зри­телю прогуляться вместе с художником в указанном направлении приобретает в таком контексте характер шутки что-то очень уж макабрической; и до того не очень-то хотелось входить во всякие тонкости (несмотря на богатый бэкграунд, где экзистенциализм и ницшеанство, сюр и примитив, мифология и религия, эллины и иудеи, в итоге-то мы все равно получаем Ротко: нечто вроде рассло­ившейся суспензии или коктейля), а уж зная, чем может закончиться чересчур пристальное вглядывание в эту странную суггестивную живопись, становится за собственный рассудок даже и беспокойно: а ну как насмотришься на такое, а после и сам… того? Положим, для абстрактного экспрессиониста нью-йоркской школы несчастливый конец — дело обычное, почти обыденное, нечто вроде обязательной графы в паспорте (вспоминаются разбившийся в аварии Поллок, удавившийся Горки — кстати, учитель Ротко), ну так а зритель в чем тут виноват? А зритель предполагается как активнейший соучастник — со всеми вытекающими; «иконоборческие иконы» Ротко, на первый взгляд вроде бы абсолютно самодостаточные и равнодушные к факту присутствия-отсутствия публики, в действительности проектировались как мощный и весьма агрессивный ансамбль, с массой выверенных нюансов вроде развески отдельных картин (сантиметров тридцать от пола) или общего освещения в зале (по возможности слабого, так чтобы полотна казались постепенно проявляющимися на фоне стен; полностью всем экспозиционным требованиям художника за все время отвечало единст­венно его произведение, капелла при католическом университете в Хьюстоне). К концу 1940-х разделавшийся со всеми акциденциями и ненужностями типа сюжета или хотя бы просто предмета изображения, Ротко объявляет: «Меня интересует единственно выражение основных человеческих эмоций — траге­дии, экстаза, отчаяния и так далее. То, что многие люди вдруг теряются и раз­ражаются рыданиями перед моими картинами, означает, что я способен пере­давать эти основные человеческие эмоции. Если вас трогают только цветовые соотношения, вы упускаете суть», — ну а теперь мы и сами можем представить, чем могло закончиться привлечение такого автора, например, в качестве деко­ратора дорогущего ресторана Four Seasons в свежеотделанном Seagram Buil­ding (как раз эскизы росписей для Seagram составляют значительную часть из той дюжины Ротко, что прибывает в «Гараж»). Бывший левак, одно время чуть не коммунист, Ротко про себя поклялся сделать буржуям нечто такое, что «перебьет аппетит каждому сукину сыну, кто только будет есть здесь. Если ресторан откажется поместить мои росписи, это будет мне высший комплимент», — но заказчик отказываться от этой вишнево-красно-бурой депрессивной мазни и не думал, так что пришлось возвращать аванс без объяснений, с гордо поднятой головой уходя от расспросов: да что ж такое, мы же договорились, ну все ведь почти готово, ну как же так…

5
0

Отзывы

7
МЛ Дядя Миша
4 отзыва, 6 оценок, рейтинг 13
27 мая 2010

История Марка Ротко похожа на хронику путешествия. Терпкая эмигрантская "Одиссея". Открытия и разочарования. Благополучный, несмотря на самоубийство, финал: путешественник вернулся. Тринадцать полотен, развешанных в полутемном павильоне, как и все позднее творчество Ротко, включая «Капеллу» - масштабно и красочно документируют прибытие домой.

Надо сказать, что выставка в Гараже ставит перед Российским зрителем сложную задачу. Мы не видели Ротковских открытий, не были свидетелями блужданий. Нам сразу предлагают заключительную сцену в атмосфере приглушенного света и «ротковской темы» черно-серебристых, двустворчатых дверей, которые хочется приоткрыть.

Семья Ротко эмигрировала из Российской империи в США в 1913 году, когда Марку было десять лет. Отец умер через несколько месяцев после переезда. Они поселились в Портленде, штат Орегон, чьи окрестности должно быть похожи на пейзаж знакомый нам по Линчевскому «Твин Пикс». Марк учился в школе и работал на складе швейной фабрики, принадлежавшей его братьям.

В двадцать лет он перебрался на восточное побережье, в Нью-Йорк, и увлекся изобразительным искусством. Среди его учителей и влияний, мало что говорящие нам имена: Арчиль Горький, Макс Вебер, Милтон Эвери.

Ротко погрузился в художническую жизнь Нью-Йорка. Он активно полемизировал и теоретизировал, участвовал в выставках и творческих группах, писал художественные манифесты и даже книгу по теории искусства. При этом он не получил значительного (и уж тем более классического) художественного образования. Его высказывания об искусстве декларативны и спекулятивны. Он интересовался детским/примитивным искусством.

В творчестве двигался от фигуративного, хоть и не реалистического, изображения к абстракциям символического и сюрреалистического характера до тех пор, пока в конце 40х годов не открыл собственный стиль, характеризуемый всего двумя параметрами: цветом и размером. Стиль оказался новаторским и требовал объяснений и Ротко предложил их, в том числе прямо дидактического характера, указывающих как смотреть на его картины, как их развешивать, на каком расстоянии стоять зрителю и т.д.

Как ни стой перед картинами, огромные пятна цвета неизбежно физически воздействуют на глаза. Колбочки и палочки глазного дна переполняются и краски льются через край. Задняя доля головного мозга, отвечающая за переработку визуальных сигналов получает черно-фиолетово-оранжево-серый удар.

Не знаю, можно ли услышать музыку, если, скажем, засунуть голову в контрабас, но уверен, что дрожь от звука проймет до костей. Также действуют полотна Ротко. В этом и есть новаторство и его вклад в искусство живописи. Бесспорный вклад, пусть от него пахнет не масляной краской, а бихевиористскими опытами над крысами и лабораторией физиолога.

Инновации, ожидаемо, оказались возвращением к истокам. Подобно Одиссею, он прибыл домой, который в случае Ротко был "родом из детства", окруженного темными, грубо окрашенными полотнищами швейной фабрики в Орегоне или одежной лавки на еврейской улице в Двинске. Возможно, когда он раскрашивал свои холсты, он испытывал примерно тоже, что красильщик тканей чувствует, окуная и помешивая их в красильном чане, - удовлетворение от превращения серой материи в цветную.

В конце последнего рабочего дня он сел за дощатый стол. Руки – свекольно-красные по локти. Рубашка и фартук - бурые, впитавшие брызги и подтеки всех существующих в мастерской красок. Налил стакан виски. Выпил. Закурил, жадно затягиваясь, стараясь не касаться лица маркими пальцами. Выпустил длинную сизовато-желтую струю дыма. Проглотил несколько доз снотворного и вскрыл вены.

6
0
7
ОЛЕГ ГУДКОВ
109 отзывов, 426 оценок, рейтинг 262
2 мая 2010

Очень рекомендую. Можно магнетически ощутить высокое притяжение бабла, которое символизирует каждая картина очень дорогого художника. Вы как будто попадаете в другое измерение, искривленное огромной денежной массой картин. Очень правильно выстроена атмосфера привлечением дополнительной охраны с двумя кардонами. При близком приближении к миллионным картинам включается сигнализация, как при осмотре дорогого и чужого Майбаха, и к Вам подбегает охранник с рацией. Правда организаторам можно было еще более, в соответствии с конценпцией, усилить охрану, и создать искусственную очередь для усиления эффекта.
P.S. Для большего эффекта стоит рассматривать картины на расстоянии вытянутой ноги в позе раком. Помимо мистического ощущения единства с еще нетронутой интеллектом природой, прослывете продвинутым истинным ценителем искусства.

3
0
9
Игорь Гринберг
79 отзывов, 98 оценок, рейтинг 138
17 мая 2010

У меня свой критерий в ощущении восприятия картин. Повесил бы я эти картины дома или нет? Будут ли они меня раздражать при каждодневном просмотре? Думаю, большую часть представленных работ я бы с собою взял и повесил бы дома. Что-то в них есть такое, что трудно объяснить. Как мне сказал один знакомый «они притягивают к себе». А все остальное для меня не важно. Не важно, что это Ротко. С эстетической точки зрения, я смотрю на картину. А потом на все остальное обращаю внимание. На технику нанесения красок, на соотношение цветов… Потом взгляд бросаю и на всякие мелочи… Какие работы написаны маслом, какие акрилом. Где висят эскизные работы (а тут их не больше половины). Даже любуюсь, как посетители смотрят на картины и на бирки, быстро пробегая от одной его работы к другой… Смешно. В очередной раз задаюсь вопросом, о доступности восприятия зрителем современного искусства. Выработать вкус и научиться отличать их от посредственных работ, вот над чем работает, в том числе и центр современной культуры «Гараж». И за это ей большое Спасибо!
Если говорить о Марке Ротко, то конечно, я знаком с его творчеством. И не первый раз вижу его картины в России. И все такое и не такое, что многие и не догадываются, почему он так притягателен для толстосумов, да и не только для них… Приходите и посмотрите на его работы, отключите свой Разум, посидите на скамейках (специально сделаны для этой выставки), дайте волю своим эмоциям, войдите в Мир неведомого… Только не губите картины!

2
0
5
Vitaliy
59 отзывов, 131 оценка, рейтинг 65
14 мая 2010

Ну Ротко..Ну Марк...ну сходили посмотрели.
Убей меня, не понимаю, чем тут восхищаться.
Возможно, когда это было сделано тогда и впервые, это и было переворачивающим миросознание актом творения, но с тех пор воды утекло.
Все эти идеи давно ушли в дизайн, развиты другими дизайнерами и художниками и ценность оригинала выражается только в количестве денег, которые стоят эти "полотна".
Полная хрень, не трогает ни душу, ни разум.

2
0
7
desordenado
14 отзывов, 96 оценок, рейтинг 20
29 апреля 2010

Хочу выразить своё мнение не по поводу творчества Ротко, который мне не близок, но интересен, а по поводу организации выставки. Приглушённый свет смотреть картины не мешал, я бы его и не назвал сильно приглушённым, а вот мешали бритые охранники, приставленные чуть ли не к каждой картине и откровенно вас рассматривающие (кто на выставку пришёл? - не понятно). Я понимаю, что стоимость этих 12 полотен переваливает за 300 миллионов долларов, но есть и более интеллигентные способы контролировать ситуацию. К тому же, энергетика этих полотен настолько высока, что помещать их в столь небольшое пространство (а некоторые из них достаточно велики, если не сказать - огромны) и с такой плотностью - это значит гасить её.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все