Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Алексей Титаренко

О выставке
  • Алексей Титаренко – афиша
  • Алексей Титаренко – афиша
  • Алексей Титаренко – афиша
Фотография

Как вам выставка?

Отзывы

9
Игорь Волков
12 отзывов, 67 оценок, рейтинг 6
14 мая 2010

Ретроспектива одного из главных фотографов питерской школы развернулась в небольшой современной галерее, традиционно с белыми стенами – именно в них удобнее всего выставлять современное искусство, так как при этом требуется минимум усилий по переустройству пространства. Но белый цвет интерьера галереи Победа не безлик – это старая плитка одного из заводских помещений фабрики «Красный Октябрь» - у этих стен есть свое лицо и обаяние.
В двух залах представлены фрагменты нескольких серий. В образах из серии «Номенклатура знаков» символы угасающей советской жизни, размываясь, накладываясь друг на друга, образуют новый текст о зыбком существовании последних лет Советского союза (серия была сделана в 1987-1991 годах).
Из серии «Time standing still» (1998-1999) особенно примечательна работа, навевающая образы французских неоимпрессионистов. На пляже отдыхает большое количество разномастного народа, природа дышит летом, вода и песок залиты солнцем. Чем не картина Жоржа Сера. И там и тут – впечатление зыбкости, и там и тут свет разлагает форму на частицы, и там и тут при всей сиюминутности есть ощущение застывшего в вечности мгновения. Однако, если на картине Сера из частиц составляется целое, бездвижное, безликое, на вполне жизнерадостное, то на фотографии Титаренко виден диаметрально противоположный принцип – целое при помощи смазанности фигур от долгой выдержки дробится на фрагменты, приобретает мистическое потенциальное движение. Движение на месте, движение в параллельной реальности, где каждый смотрящий снабжается близорукостью размывающей картинку.
Серия «Город теней» (1992-1994) прекрасно вписываются в Петербуржский текст, веками писавшийся художниками в умах, на страницах и на улицах города. Фотограф создает сложный мистический образ Петербурга - пустынный, заброшенный город не предназначен для живых людей. По его улицам и площадям потоками и поодиночке перемещаются люди-призраки, люди-тени.
Ключевой в этой серии является метафора дыма. Подобно тому, как на голландских картинах XVII века курительная трубка с дымом символизировала быстротечность и зыбкость земного существования человека, Титаренко показывает буквально, что жизнь человека – просто облако дыма, которое может в любую минуту развеять ветер, и лишь объектив фотоаппарата способен его запечатлеть.
Пространство застыло на фотографиях и у нас есть время прочувствовать - извечное желание человека – течение реки времени, из которой кое-где показываются головы или руки «пловцов». Вечное межсезонье, вечный дымный утро-вечер создают противоположную представлению о Северной Венеции картину: воздух вибрирует, но не светом, а тенями, вместо воды – дым (могущий у современного зрителя вызвать ассоциации с сериалом «Остаться в живых»).
Сама техника автора поддерживает и без того безрадостный образ: черно-белые фотокарточки, отпечатанные по старинке со знанием дела и любовью, слегка тонированы. Видно, что автор трепетно относится ко всем «этапам производства» фотографий, начиная от момента непосредственного запечатления картинки, заканчивая печатью и обрамлением. С большим вкусом подобраны светлые рамы и паспарту особенно эффектно смотрящиеся на белых стенах и слегка гасящие гнетущую атмосферу – «Мне грустно и легко, печаль моя светла»…Такая позиция в целом характерна для санкт-петербуржской школы фотографии, но тем не менее необычна для современности, где цифровая фотография вытесняет пленочную с актуальной арт-сцены.

0
0
9
retro_duck
192 отзыва, 334 оценки, рейтинг 245
25 апреля 2010

необычные фотографии с авторским приемом съемки.
двойные экспозиции - идеальны. по фактуре, по печати, по композиции.
классическая фотография - как она должна быть.
советую всем!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все