Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
9.2

Выставка
Александр Дейнека

Самый убедительный советский мифотворец

Исключительно отрадная живопись; голоногие, ­мускулистые сюжеты; солнцебрызжущий позитив — вот оно, советское ар-деко.

  • Александр Дейнека – афиша
  • Александр Дейнека – афиша
  • Александр Дейнека – афиша
  • Александр Дейнека – афиша
  • Александр Дейнека – афиша
Живопись, Графика, Скульптура

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
3 марта 2010
Самый убедительный советский мифотворец

Не ныть у Александра Александровича получалось и в самые тоскливые времена, и хорошую мину он неизменно соблюдал даже на послевоенных проработках за «формализм»; вспоминают, что держал себя на этих судилищах Дейнека исключительно достойно — ни с кем не спорил, не оправдывался и не защищался, а больше просто отмалчивался. «Хочется до последнего времени сохранить себя как чело­века, который имеет свою походку, свой язык, свой разговор, свои возмож­ности изображения. Известно всем, что существуют флегматики и сангвиники, и очень смешно будет, если я буду навязывать свои самоощущения и свое чувствование мира другому», — вслух намекал он своим прокурорам, будто предметом спора является всего-то дейнековский темперамент и вкус, а об этом не спорят; но сам, наверное, не мог не понимать, что «сохранить себя» в подобных условиях — роскошь чрезмерная и непозволительная. Потому и не сохранил. Потому и попытки его во второй половине 1940-х — 1950-х сымитировать оптимизм и энтузиазм начала 1930-х оказывались почти всегда провальными — ибо ни оптимизма, ни энтузиазма в действительности не наблюдалось. Да и откуда бы? Рядом с довоенным Дейнекой его собственноручные поздние ремейки отдают неприятной фальшью — тогда как, сколько ни убеждай себя, что та или иная его картина 1930-х написана в жутчайшие годы, ни единого намека на жуть и трагедию за кадром мы не найдем. Один только солнечный миф и пьяняще чистый воздух. Дейнека поздний снова и снова пробовал вспомнить это настроение своей молодости, чтобы вернуть в картину ощущение золотого зноя, обливавшего дебелые тела его физкультурников и физкультурниц, — но выходило в лучшем случае наивно; вместо высветления палитра блекла, а классицистическая простота и ясность начинали отдавать почему-то примитивом; молодежь вовсю эксплуатировала его приемы, тогда как сам Дейнека этого удовольствия был лишен: странно, менее всего заразительная радость его прежней живописи была способна подействовать теперь на него самого. Он еще успел получить все полагающееся ему по статусу: звание народного художника, Героя Соцтруда, персональную ретроспективу в Академии художеств — куда по болезни самолично явиться уже не смог. И скончался через три недели после увенчанного лаврами и осыпанного поздравлениями своего 70-ле­тия: будто сдался теперь уже окончательно — дотерпев, впрочем, сколько надо было, чтобы выдержать все полагающиеся приличия. «Истинный римлянин», — когда-то охарактеризовал его восхищенный Муссолини: речь шла всего-то о неоклассике в соблазнительном дейнековском варианте, однако дуче прозрел, видно, кое-что большее — и со своей характеристикой оказался прав на все сто.

2
0

Отзывы

9
tan'ushka
9 отзывов, 28 оценок, рейтинг 6
31 марта 2010

Великолепная выставка!
Была там уже 4 раза, после посещения выставки Пикассо в Пушкинском захотелось снова бежать на Дейнеку.
Вот уже кто действительно художник мирового масштаба! Он гениален в рисунке, живописи, скульптуре, мозаике.
Без наглости, сдержанно, но с ощущением полной свободы. Свободы в идеологическом и в пространственном отношении.
Во всем чувствуется восхищение тем, что он изображает, особенно по отношению к "движению" - все эти "летающие" футболисты - просто поражают своей динамикой.
Удивила очень трогательная и беззащитная серия "Сухие листья", написанная перед войной. Она сильно отличается от всех остальных работ.
Выставка сделана профессионально, на уровне, достойном зарубежных музее. Так приятно, что и у нас стали работать качественно и с чувством ответственности перед зрителем.
Купила каталог, тоже достойный и интересный. Уже сводила на выставку всех друзей и родственников, и с удовольствием схожу еще раз.

2
0
9
Виктор Славутинский
123 отзыва, 123 оценки, рейтинг 240
21 мая 2010

Остался буквально один день чтобы сходить на персональную выставку Александра Дейнеки.

В наше постмодернистское время монументализм принят мало. Если современник видит что то объёмное его первая мысль "откуда они взяли на это деньги". Равно и пафос вызывает у него гамму негативных ощущений, от скепсиса до беспокойства за психическое здоровье или интеллектуальную полноценность испытывающего этот самый пафос, восхищение социальным и просто человеческим моментом.

Потому что получив все блага цивилизации актуальный человек кое что прочно утратил. Это, именно, восхищение собой и тем что он сам делает, восхищение моментом своей жизни.

Информация в нашем обществе передаётся без всякого труда, практически даром. В результате у нас возникает иллюзия будто создать так же просто как скопировать. Как в классе у учителя который позволяет списывать. Дети сначала теряют веру в отличников, затем в учителя. Затем в прогресс как таковой. На кой ляд учиться если списывающий порой получает оценку больше думающего самостоятельно? Зачем вся эта канитель с учёбой если и во взрослой жизни можно так же хитрить, причём с такими же результатами? Зачем строить если проще отнять уже построенное? Зачем мы вообще напрягаемся создавая новое если проще наслаждаться тем что ещё осталось из созданного до нас?

Это отсутствие веры в себя низводит современное искусство до состояния постоянного стёба и ёрничества. Если ты хохмишь то остаётся шанс что тебя воспримут серьёзно. Если ты серьёзен то такого шанса нет. Может быть современные художники и могли бы создать что то значительное технически, однако мысль "засмеют" останавливает их в самом начале и они творят очередные хохмы.

Поэтому, когда мы хотим пафоса, мы обращаемся, вместо плодов современного искусства, к памяти славных побед прошлого. Потому что они уже факт, они точно были. И они оплачены такой ценой что нет возможности над ними смеяться.

Можно было бы отнести Дейнеку целиком к числу этих побед.

Однако если вы думаете что знаете его то вы ошибаетесь. Да, "Маяковская" и "Оборона Севастополя" это глыбы. Однако у него в запасе ещё с десяток таких о которых вы имеете мало представления. К примеру, "Баскетболистки" опередили время лет на двадцать минимум. В восьмидесятых их можно было бы опубликовать в Юности под псевдонимом и прокатили бы на ура. Или, скажем, "Маяковский в Роста". Или "Раздолье". Посмотрите в глаза той девушке которая в центре. На репродукциях их нет возможности разглядеть, картина большая. Да, это всё ещё 1944. То то.

А ещё Дейнека отличный скульптор, иллюстратор, шаржист, лирик и просто художник, без монументализма. Поэтому, если походите по выставке и соберётесь уже уходить, то обойдите всё ещё раз. Я, к примеру, мог уйти без поющего негра, который и Белый Дом своим присутствием украсил бы.

И обязательно поднимитесь на второй этаж. Кроме ещё пары весьма значимых картин вы сможете увидеть роскошные видео, и посмотреть каталоги, в которых самое важное эскизы.

Вот, из этих эскизов. Первоначально в "Обороне Петрограда" поток раненных сверху должен был быть таким же плотным как поток ополченцев снизу, а сам Петроград должен был быть посередине, между потоками. Визуально это было бы логично.

Однако Дейнека в финальном варианте опустил город на уровень новобранцев, а верхний поток сделал редким. Визуально это ошибочно. Но по человечески правда. Эта человеческая правда и отличает гения от таланта.

Время всё расставляет на свои места. Будут ещё такие выставки. Но если у вас сейчас найдётся часа три свободных то вы знаете куда идти.

1
0
7
Romik67
25 отзывов, 25 оценок, рейтинг 5
30 апреля 2010

Честно говоря, шел на выставку с неким предубеждением - совковый, мол, художник и все такое. И довольно неожиданно для себя увидел действительно интересного мастера, хотя и не все его темы мне близки. В целом - не разочаровало ни в коей мере. Сходите - не пожалеете.

1
0
7
thexess.livejournal.com
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 0
24 мая 2010

"Люблю большие планы.."
Да - именно большие планы. Они удивительны (такое радостное удивление с чуть заметной улыбкой). Сочно и статично, словно то время и те люди-заводы-города останутся только на полотнах и больше их таких нигде и никогда не увидишь. Они будут - но будут другие. Отсюда и статика, видимо.
А его турне по Америке.. Очень напомнило заказное восхваление Страны Советов в "Одноэтажной Америке" и иллюстрации к ней.
Сама выставка - такая сочная маслянистая утопия. Четверка. Настоящая четверка.

0
0
9
Юлия Лейбович
46 отзывов, 106 оценок, рейтинг 87
24 мая 2010

Выставка очень понравилась!! Картин много! Они хорошо прорисованы и необычные! Очень понравились цвета! Впечатлила мозаика....
Советовала бы всем сходить, но вчера был последний день!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все