Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.2

Выставка
Поколение Z

Забытая предыстория современной электроники
  • Поколение Z – афиша
  • Поколение Z – афиша
  • Поколение Z – афиша
  • Поколение Z – афиша
  • Поколение Z – афиша
Фотография, Инсталляция, Новые медиа

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
20 марта 2010
Забытая предыстория современной электроники

«В 1932 году парторг тов. Штрянин из колхоза «Гигант» деревни Бессоновка решил построить 23 струнную электрогитару», — зощенковская интонация пусть не собьет зрителя с панталыку. Тут и тов. Штрянин, при всей заочной комичности, окажется еще каким практичным и серьезным человеком: свою гитару, мы забежим вперед, он таки построит — попутно разобрав для этого дела рояль — и даже даст концерт, о котором мы, правда, никогда ничего не узнаем, кроме того, что концерт все же был. И в целом, несмотря на всю, казалось бы, завиральность иных своих предприятий или изобретений, русский звуковой авангард 1920-х, предвосхитивший, как выясняется на выставке московского «Термен-центра», половину современной электроники, — русский звуковой авангард предстает вполне реальным проектом. Иногда так просто пугающе реальным. «Гудковую симфонию» эксцентричного Арсения Аврамова, которую в Pro Arte пробовали реконструировать прошлой осенью, на самом деле силами одного Pro Arte, конечно, было не поднять; можно только вообразить, как оно было в Баку в 1922 году, когда «Гудковая симфония» была исполнена в первый и последний раз: «Моторы гидропланов, гудки заводов, фабрик, кораблей и паровозов составляли один гигантский оркестр, две артиллерийских батареи заменяли группу ударных: пулеметы заменяли малые барабаны, а крупная артиллерия — большие. Дирижер становился на специальную вышку, видимую отовсюду, управляя действием с помощью цветных флагов и пистолетных выстрелов». Несмотря на определенный успех, автор, как автору и полагается, оставался первым исполнением недоволен. И предлагал повторить все это в Москве — ради чистоты эксперимента, желательно ночью: чтобы слушателей не отвлекал посторонний дневной нойз. А что? Нормальная для 1922 года постановка вопроса. Что было авангардного в подобных экспериментах, так это даже не способы звукоизвлечения — все эти «графические звуки», «орнаментальные звуки», «бумажные звуки», «вариофоны», «вибраэкспонаторы», «терпситоны», «ритмиконы», «мелографы» и «автопианографы», — но сама мысль, что пока хоть одна эта стихия остается неосвоенной и непокоренной, о тотальном преобразовании жизни нечего и говорить. Новые истины новому человеку необходимо вливать еще и через уши; через уши даже предпочтительнее. В конце концов, визуальность что? От визуальности можно попросту отвернуться. Что куда как труднее будет сделать, например, с постоянным звуковым фоном. Визуальность, правда, понадежнее будет каких-то там колебаний эфира. Что все это так и не зазвучало в свое время, возможно, было благом для большинства потенциальных слушателей — мы вольны предполагать; вот что не звучит и теперь — это, конечно, уже странновато: вся из наглядных пособий, выставка про слух, как это ни авангардно покажется, адресована исключительно глазу.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все