Выставки Москвы

Выставка Поколение Z, Санкт-Петербург
Pro Arte, 26 февраля – 20 апреля 2010, Санкт-Петербург

6.7

Забытая предыстория современной электроники

Место проведения

Pro Arte

7.6
телефон+7 (812) 233 05 53
адрес
ценаВход свободный
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Забытая предыстория современной электроники

«В 1932 году парторг тов. Штрянин из колхоза «Гигант» деревни Бессоновка решил построить 23 струнную электрогитару», — зощенковская интонация пусть не собьет зрителя с панталыку. Тут и тов. Штрянин, при всей заочной комичности, окажется еще каким практичным и серьезным человеком: свою гитару, мы забежим вперед, он таки построит — попутно разобрав для этого дела рояль — и даже даст концерт, о котором мы, правда, никогда ничего не узнаем, кроме того, что концерт все же был. И в целом, несмотря на всю, казалось бы, завиральность иных своих предприятий или изобретений, русский звуковой авангард 1920-х, предвосхитивший, как выясняется на выставке московского «Термен-центра», половину современной электроники, — русский звуковой авангард предстает вполне реальным проектом. Иногда так просто пугающе реальным. «Гудковую симфонию» эксцентричного Арсения Аврамова, которую в Pro Arte пробовали реконструировать прошлой осенью, на самом деле силами одного Pro Arte, конечно, было не поднять; можно только вообразить, как оно было в Баку в 1922 году, когда «Гудковая симфония» была исполнена в первый и последний раз: «Моторы гидропланов, гудки заводов, фабрик, кораблей и паровозов составляли один гигантский оркестр, две артиллерийских батареи заменяли группу ударных: пулеметы заменяли малые барабаны, а крупная артиллерия — большие. Дирижер становился на специальную вышку, видимую отовсюду, управляя действием с помощью цветных флагов и пистолетных выстрелов». Несмотря на определенный успех, автор, как автору и полагается, оставался первым исполнением недоволен. И предлагал повторить все это в Москве — ради чистоты эксперимента, желательно ночью: чтобы слушателей не отвлекал посторонний дневной нойз. А что? Нормальная для 1922 года постановка вопроса. Что было авангардного в подобных экспериментах, так это даже не способы звукоизвлечения — все эти «графические звуки», «орнаментальные звуки», «бумажные звуки», «вариофоны», «вибраэкспонаторы», «терпситоны», «ритмиконы», «мелографы» и «автопианографы», — но сама мысль, что пока хоть одна эта стихия остается неосвоенной и непокоренной, о тотальном преобразовании жизни нечего и говорить. Новые истины новому человеку необходимо вливать еще и через уши; через уши даже предпочтительнее. В конце концов, визуальность что? От визуальности можно попросту отвернуться. Что куда как труднее будет сделать, например, с постоянным звуковым фоном. Визуальность, правда, понадежнее будет каких-то там колебаний эфира. Что все это так и не зазвучало в свое время, возможно, было благом для большинства потенциальных слушателей — мы вольны предполагать; вот что не звучит и теперь — это, конечно, уже странновато: вся из наглядных пособий, выставка про слух, как это ни авангардно покажется, адресована исключительно глазу.

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить