Выставки Москвы

Выставка Книга художника
16 февраля – 21 марта 2010

0

Русские французы иллюстрируют просто французов

Московский музей современного искусства начинает цикл «Мировые шедевры книги художника». Первая ­выставка, ввиду года Франции в России, построена на русско-французских литературно-художествен­ных связях. Тексты тут либо французские (Аполли­нер, Кокто, Мальро, Арагон), либо русские (Бродский, Пастернак), а иллюстраторы — и то и другое: французские иммигранты русского происхождения Марк Шагал, Юрий Купер, Андре Ланской, Иван Пуни, ­Леопольд Сюрваж, Эдуард Штейнберг, Осип Цадкин.

Отзывы пользователей о выставке «Книга художника»

Фото Катерина
отзывы:
37
оценок:
110
рейтинг:
53
7

Немного разочарована. Наверно, сама в этом виновата, не подготовилась, не вполне точно представляла себе, что увижу, ибо из всех художников, чьи работы представлены на выставке, знаю только Шагала.
Большой и жирный минус организации выставки - практически все книги на французском, а перевода нет. Насколько я поняла, идея книги художника в единстве текста и рисунка, но всей красоты замысла оценить в полной мере я не смогла, поскольку не знаю французского. Берите с собой словарик.
Большой плюс - наличие фотографий художников и кратких биографических сведений о каждом из них. Прочла в начале осмотра, вернулась в конце, уже познакомившись с работами.
Теперь коротко о самих работах.
Эдуард Штейнберг - Иосиф Бродский. Единственное на всей выставке стихотворение на русском "Персидская стрела" с весьма лаконичной иллюстрацией, где изображена та самая стрела и лук без тетивы на темно-зеленом фоне. Следующая иллюстрация так же геометрически безупречна, но непонятна, так как стихотворение не переведено. Эти прямые и прямоугольники могут оказаться чем угодно, настоящий ребус.
Юрий Купер - Борис Пастернак. Горящая свеча, яблоко, коробок с рассыпавшимися спичками, обыденные вещи в отсутствие хозяина мягко мерцают, растворяются в дымке, теряют очертания, а может, оживают? Замечательные офорты!
Осип Цадкин - Клод Авелин. Птица-которая-не-существует кажется скрученной из проволоки, она похожа на средневековых чудищ, угловатая и явно не живая.
Осип Цадкин - Гийом Аполлинер. Те же проволочные сооружения плюс каллиграммы французского поэта-авангардиста.
Иван Пуни - Жак Превьер. На больших бумажных листах улицы, подворотни, разбитое окно, лестница, поднимающаяся вверх. Мир без полутонов и цветовых переходов, черный, белый, немного желтого, голубого и пурпурного, чистый и не разбавленный CMYK. Неожиданно понравилось, бывает определенное настроение, когда мир воспринимается подобным образом, и именно так видятся непарадные улицы любимого города с заборами, запертыми воротами каких-то неведомых предприятий, кубиками жилых домов без архитектурных излишеств и дворов с отсутствием зелени.
Леопольд Сюрваж - Жан Кокто. Пегас Сюрважа предстает бескрылым конем-трудягой с нелегкой конской судьбой. Ракурсы, в которых художник изображает своего четвероногого героя, да и манера рисунка безотчетно напоминают графику Пикассо, может, тому виной выставка в Пушкинском, которую я недавно посетила, и мне дон Пабло теперь всюду мерещится? Но вот поглядите на иллюстрации того же Сюрважа к Жео-Шарлю, ничего не напоминает? Нет, не буду навязывать своего мнения.
Марк Шагал - Луи Арагон. Шагал на этой выставке меня очаровал! На его немного наивных, прелестных, милых и бесконечно лиричных работах буквально глаза отдыхают. Трогательная, светлая и печальная история любви звучит, как мелодия, исполненная на скрипке ангелом, тихо пролетающим мимо зажженной лампы. Шагал создал удивительно уютный мир, где живут лошади с человеческими глазами, где двое любящих сливаются в одно существо, люди летают, презрев законы притяжения, а прохожие на улицах так просты и милы, что хочется их обнять и расцеловать, как родных. Даже война у Шагала заканчивается хорошо, как детская сказка.
Андре Ланской - Пьер Лекюир. Черт, видно мне не хватает воображения, чтобы понять, что означают эти пестрые страницы. Не знала, что раскрашивание краской по трафарету есть искусство. Теперь знаю, только, пардон, забыла, как называется это художественное направление, в котором небезуспешно тренируются дети, посещающие дошкольные учреждения.
Александр Алексеев - Леон-Поль Фарг. Очень интересная техника, картинка кажется легкой, полупрозрачной. Оказывается, даже не прорисовывая лицо персонажа, можно передать его характер, настроение и переживания.

Выставка в целом интересна, но далеко не все работы оказались близки мне по духу, хотя честно пыталась понять все, что вижу, мне это не совсем удалось.
Оценка? колеблюсь между тройкой и четверкой. Все же поставлю 4 из-за Шагала.

0

Галерея