В Музее современного искусства на Петровке, как и в последние несколько месяцев, продолжает работать тотальная инсталляция «День открытых дверей» — 200 произведений современных российских художников в специально придуманном пространстве, напоминающем о прошлом особняка на Петровке (где в разное время размещались гимназия, клиника и другие богоугодные заведения). Гулять по выставке можно будет в компании ее куратора Юрия Аввакумова, где-то рядом покажут перформанс «Пятая симфония счастья, или Гол в свои ворота», промеж обычных посетителей будут шататься мимы и художники, чьи работы выставлены окрест.
Живопись, Графика, Скульптура, Инсталляция |
Когда-то дом номер двадцать пять по улице Петровке был шикарным особняком, потом частной гимназией, потом больницей, а потом все межкомнатные двери снесли — и получился музей. К собственному 10-летию Музей современного искусства восстанавливает историческую справедливость, вернее — переделывает собственные же помещения с учетом их культурной памяти. Архитектор Юрий Аввакумов возвратил комнатам их первоначальные названия — «сервизная», «рентген-кабинет», «контора», — перекрасил и занавесил коридоры, придумал соответствующий саундтрек, напоминающий о больничном прошлом; в общем, двери в этом доме по-прежнему открыты — но при этом дом не притворяется, что раньше их не было.
Деликатно вскрытые культурные слои стали фоном для неделикатных художников девяностых — с их эпатажными инсталляциями, переделками рекламных плакатов и плясками на костях Малевича. В архитектуре на этапе проектирования есть два основных подхода: пытаться дружить с местом, подлаживая под себя рельеф и существующий фундамент, или сносить все к чертям бульдозером, подровнять лопатой и строить все, что тебе пришло в голову. Оба подхода имеют право на существование, и оба находят свое место в музее: Аввакумов скорее уважает контекст, «Синие носы» скорее нет. Впрочем, вся энергия и высекается здесь из случайных столкновений: Бартенев в рентген-кабинете — это как-то даже свежо.
Думаю, лучшим вариантом было бы выгрести всю экспозицию во двор, сложить в большую кучу и сжечь, а выставочные площади отдать Третьяковке для размещения шедевров из запасников.
Опишу только один из экспонатов этой выставки современных потуг на оригинальность:
к стене прислонены несколько обычных черных мешков с мусором.
Всё.
И называется это как-то типа "визуально-кинетическая инсталляция "О, Мус-сор!"
Оказывается, уборщица в нашем офисе ежедневно создает шедевры современного искусства - и не знает об этом...