Москва
9.1

Выставка
Золотой теленок в отраженном свете отечественной фотохроники, или сбылись мечты идиота

О выставке
  • Золотой теленок в отраженном свете отечественной фотохроники, или сбылись мечты идиота – афиша
  • Золотой теленок в отраженном свете отечественной фотохроники, или сбылись мечты идиота – афиша
Фотография

Как вам выставка?

Отзывы

7
В. Молчанов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 9
28 ноября 2009

АНОНС ВЫСТАВКИ "ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК..."

Глохнешь тут за работой. Великие вехи забываешь!.. Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями…
А между тем, этим крылатым фразам из романа «Золотой теленок» уже 80 лет, поскольку известно, что И. Ильф и Е. Петров работали над романом в 1929—1930 годах (тогда он назывался «Великий комбинатор»). Чем не повод к празднику слова и образа.

Нескольким поколениям «Золотой теленок» служил своеобразным цитатником, сборником веселых афоризмов на все времена. Кто из нас не грешил «заемным остроумием», цитируя без кавычек целые абзацы из «вечнозеленого» романа?! И хотя многое из этой книги теперь может показаться анахронизмом, а некоторые веселые перлы, страшно сказать, стали неприличными или (кто бы мог подумать) неполиткорректными (как, например, - «Вы не в церкви, вас не обманут»), тем не менее, «Золотой Теленок» остается самым любимым и популярным авантюрным романом на русском языке.

Лед тронулся господа присяжные заседатели... Уже 80 лет как тронулся ...

Перед вами некоторая фотографическая фантазия, или, если хотите, «спекуляция» на тему – «Золотой теленок» в фотографической летописи страны. Сделайте вместе с нами легкое допущение, проведите простой мысленный эксперимент: Остап Бендер и К* только что здесь были или могли быть...

Герои романа, сюжетные перипетии или упоминаемые события имели свои прототипы и первоисточники. Этот очевидный «медицинский» факт открыл нам поистине золотую жилу». Мы сопоставили текст и контекст Ильфо-Петровской эпохи и попытались представить фотографии отечественной классики 30-х в качестве документальных иллюстраций «Золотого Теленка».


На выставке представлена целая плеяда классиков: Александр ГРИНБЕРГ, Эммануил ЕВЗЕРИХИН, Анатолий ЕГОРОВ, Борис ИГНАТОВИЧ, Георгий ЛИПСКЕРОВ, Марк МАРКОВ-ГРИНБЕРГ, Михаил ПРЕХНЕР, Макс ПРЕХНЕР, Георгий ПЕТРУСОВ, Виктор РУЙКОВИЧ, Александр УСТИНОВ, Евгений ХАЛДЕЙ, Иван ШАГИН, Аркадий ШАЙХЕТ.

Надо сказать, что фотографии и фотографам того, во многом замечательного времени, повезло.
К обаянию ушедшего времени, неизбежно примешивается ностальгия. Люди, вещи, машины, городские ландшафты выглядели, мало сказать, иначе, они сегодня кажутся нам гораздо романтичнее, «фотогеничнее» современных «аналогов». Прибавьте сюда неподдельный энтузиазм пионеров, первопроходцев. «Творчество масс» тогда было совершенно искренним и одновременно вынужденным – все было внове. Поэтому современная «Золотому Теленку» фотолетопись представляется нам невероятно событийной. Ширпотреб и унификация в одежде и мыслях только зарождались. Еще не совсем выветрилась инерция стихии вольного НЭПа. Вглядываясь в лица людей той «эпохи оптимизма», мы поражаемся их подлинности, наивной непосредственности и открытости. Так говорили, так двигались, так реально выглядели «фемины», счетоводы, инженеры, руководящие работники или «воротилы частного капитала».
Апология бедных и гонимых пешеходов теперь вызывают грустную улыбку. Посмотрите на улицы Москвы 30-х годов – это настоящий рай для пешеходов и автомобилистов.
А техника! Рассматривая ее на старых фотографиях, мы не можем не восторгаться. Техника была воплощением инженерного гения и простоты, «наглядности» механики. От машинки Зингера до сноповязалки – несколько легких движений гаечным ключом. Любая вещь равна себе в ее непосредственной видимости, причинно-следственные отношения предельно визуализированы. Никогда с той поры самолеты и машины уже не будут такими притягательно красивыми как Испано-Суиза или самолет АНТ-20 бис – совершенные и непревзойденные шедевры инженерного гения.

На поступившую из зала записку с вопросом от скептически настроенного «знатока» фотографии: «А что же вы нас опять окормляете своими всем известными шедеврами? Хотелось бы чего-нибудь новенького» – отвечаем «быстро, остроумно и характерно для нас». Во-первых, далеко не всем еще

известными, а во-вторых, товарищ, а вы не пробовали то же самое громко и принародно произнести где-нибудь в Третьяковке, например, у картины «Иван Грозный убивает своего сына»? ( «Убивать надо таких знатоков»).

Мы рассчитываем, что наша выставка-продажа шедевров отечественной фотоклассики будет принята близко к сердцу не только бедными любителями-фотографами (которым мы всегда бесконечно рады), но и ритейлерами, риэлтерами, девелоперами, брокерами, финансистами и прочими самозабвенными апологетами частного капитала и «идейными борцами за денежные знаки».
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов!

Остальные отстали, или сняты нами с пробега...

P.S. Сейчас в лучших домах Европы манера дарить золотые ситечки считается моветоном. Напротив, фотография как подарок все больше входит в моду. Все чаще леди и джентльмены без хорошей фотографии в гости не ходят.

Уполномоченный по выставке,
Молчанов Виктор


9
0
9
Юрий Калмыков
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
4 декабря 2009

Скелеты двух юмористов.

А ведь мы вышли из той эпохи. Нет, мы не жили во времена Ильфа и Петрова, мы впитали эту эпоху из литературы, из кинофильмов, из идеологических мифов и анекдотов советского периода. И вот эпоха перед нами, 20-е - 30-е года прошлого века в старых фотографиях. Гениальное сочетание подлинных фотографий и юмора тех лет! Без этого юмора невозможно понять эпоху. Чего стоит хотя бы сам И. Ильф, заснятый рядом с огромным ботинком Сталина. А это не фотомонтаж, это реальная фотография, но в то время в этом не было видно никакого юмора. Юмор проявился только сейчас - как много лет для этого должно было пройти!
Мы смотрим на лица людей того времени... из нашего времени виднее. Прекрасная и жуткая эпоха. Она нам более понятна благодаря той нити, которая соединяет юмористов всех времён. Сама выставка по площади, как комната в коммунальной квартире, но здесь, чувствуешь себя очень уютно. Место для такой выставки очень правильное.
А вот и фото того настоящего автопробега. Да, наш автопром не очень изменился, и люди те же, только обманываются несколько по-другому и смеяться стали меньше, вместо них с многочисленных телеэкранов гогочут какие-то идиоты. А может быть раньше, несмотря на все минусы, было веселее?

3
0
9
Fantom_Admina
2 отзыва, 7 оценок, рейтинг 3
1 декабря 2009

На мой взгляд – замечательная и достаточно редкая для Москвы выставка! …правда ее сложно найти – но об этом в конце. На эту выставку стоит пойти по двум причинам – во первых ты вспоминаешь (читаешь) фразы из гениального романа, о которых уже успел забыть – а во вторых видишь, как это было «на самом деле» - в какой среде творили Ильф и Петров, что они видели, когда писали свой роман, как выглядел тот Советский Союз, которого мы не знали. Кроме того, есть масса маленьких сюрпризов – так как на выставке представлены фотографии и Москвы 20-30-х годов, то я с удивлением и радостью обнаружил там фотографию Сухаревской башни, о которой много слышал, но никогда не видел – какой она была в реальности. Забавно посмотреть на Пушкинскую площадь, с памятником Пушкину, находящимся «не на своем месте» (на противоположной стороне улицы) и на многое другое…

Инструкция по ориентированию в городской среде. Здание находится на Покровке, но за маленьким сквериком, само оно тоже маленькое и в темноте его видно плохо. В общем, стоит ориентироваться по Старбаксу – оно сразу за ним…

…А фотографию с Москвой я все-таки купил :)

3
0
9
Елена Бирюкова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
29 ноября 2009

Идея соединить текст Ильфа и Петрова с фотографиями 20-30-х годов очень хороша: фотографии оживают и возникает эффект присутствия в том времени. Да еще в соседней комнате звучит соответствующая музыка и из открытой двери подмигивает телевизор с швейцеровским фильмом... Представленных на выставке фотографий я раньше не видела, хотя все они принадлежат классикам советской фотографии.
Оформление в виде плакатов на кумаче - бездна вкуса! Спасибо за все, выставка удивительно гармонична, "сбылись мечты"...

3
0
9
PINK_HAIR_GIRL
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
17 декабря 2009

Только настоящие почитатели нетленного труда Ильфа и Петрова вспомнят эту сакральную фразу – «Смеяться грешно!»
Думаю, что после такого выразительного начала стоит продолжить – «И улыбаться нельзя!»
А завершить всю серию запретов легендарной фразой – «Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!»
Ох, как же мне захотелось грешить! Сразу захотелось и грешить, и улыбаться, и смеяться, стоило лишь мне попасть на выставку «Золотой Телёнок в отражённом свете отечественной фотохроники, или сбылись мечты идиота». Особенно, когда я увидела фотографию, наглядно отражающую вышеприведённую легендарную цитату. Мне даже захотелось молиться, лишь только я рассмотрела (не побоюсь этого слова!) шедевры.
Сами фотографии, бесспорно, великолепны. Однако истиными шедеврами их сделала работа того чудного мастера, который так удачно совместил эти фотографии начала века с любимой всеми нами книгой. Идея просто потрясающа!
Всем, кто прочтёт эту рецензию, так и хочется сказать: «Поезжайте в Киев! Нет, вы поезжайте в Киев!», а потом сбиться, извиниться, и произнести: «Сходите на эту выставку, друзья мои! И тогда вы поймёте, почему я, после её посещения, говорю лишь цитатами. Не увидев Золотого телёнка, вы будете несчастны! Не обижайтесь мои несчастные, сей прокламацией я всего лишь стараюсь сделать хоть чуточку приятней и осмысленней вашу духовную бедность…»
Посетите «Мечты Идиота»! От духовной бедности и плохого настроения не останется и следа!
Сначала вы улыбнётесь, взглянув на «Черноморский пляж» - «Готовьте Берлагу!» (фото Аркадия Шейхета); потом засмеётесь, уткнувшись взглядом в «Повариху» - «Пиво отпускается только членам профсоюза!» (работа Марка Маркова-Гринберга); затем будете хохотать в полный голос, увидев «Уполномоченных» Александра Устинова. Вы будете поражены неповторимой сексуальностью девушек того времени – фотография Веры Холодной (этот секс-символ 20-х годов повезло запечатлеть Александру Гринбергу) ясно даст понять, что сейчас такой красоты просто невозможно нигде встретить. «Нежная и удивительная!» А та чистота, невинность и целомудрие, которые так безупречно нашли себя на фотографии «Молодёжь» Бориса Игнатовича - «Увели девушку!»? Вы даже пополните свой исторически-архитектурный экскурс – Аркадий Шейхет «Сухаревский рынок». Как грамотно звучит – «Он вообще не любил большого скопления честных людей в одном месте».
Буду придерживаться строгой констатации факта и только. «Золотой телёнок в отражённом свете отечественной кинохроники, или сбылись мечты идиота» - самая прекрасная и качественная выставка из посещаемых мною за последние несколько лет.
Также я бесконечно благодарна автору и организатору этого обыкновенного чуда Молчанову Виктору - директору галереи . И прошу всех, кто в дальнейшем почтит своим присутствием его храм таланта и юмора, «не привлекать упомянутого гражданина к уголовной ответственности по статье карающей за головопятство со взломом»!

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все