Выставки Москвы

Выставка Обнаженная натура. ХХ век, Москва
Дом Нащокина, 9 декабря 2009 – 8 марта 2010

6.8

Люди без одежды в русском искусстве последних ста лет

Серов, Машков, Кончаловский, Фальк; словом, тяжелая артиллерия советского — и не только — искусства.

Место проведения

Дом Нащокина

6.5
В старинном особняке, где жил друг Пушкина Павел Нащокин, сейчас располагается галерея, специализирующаяся на живописи шестидесятников. Другое направление ее работы — крупные фотовыставки, посвященные, к примеру, Марлен Дитрих, Рудольфу Нурееву, актрисам немого кино и т.д.
адрес
ценаВход 150–250 р.
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Наташа Архангельская
отзывы:
15
оценок:
0
рейтинг:
16

Женщины без одежды в русском искусстве последних ста лет

Степан Христофорович Сатунц, долгое время преподававший в Московском архитектурном, вырывая карандаши из рук студенток, возмущался: «Что вы рисуете? Что это за женщины? Женщина — это монумент!»

Так вот, обнаженная натура в «Доме Нащокина» — это женщина-монумент. В галерее собрали работы ста российских художников — с начала двадцатого века до начала двадцать первого — чьи имена даже на листке пригласительного выглядят внушительно, как испанская армада на горизонте. Выставка получилась необъятная: есть женщины пять на три метра и поменьше, есть такие, у которых рука как твоя нога и, наоборот, очень советские, курортные, как у Серебряковой, или импрессионистические, как у Фонвизина, но все бескомпромиссные и убедительные, как памятник. Для авторов эти фигуры — что-то вроде флагов на покоренных горных вершинах. Кого-то гнобили в советское время за порнографию, и вот их женщины, как у Фалька, вычерченные грубым углем, закинув руки за голову, смотрят с гнетущим равнодушием. У кого-то типично самохваловские спортсменки, но без голубых трусов с лампасами, одним своим видом демонстрируют вызов официозной эстетике. У Машкова это упражнение в жанре, у Серова — дань чистой итальянской классике. При этом работы недавнего времени до скрежета вылизаны и мастеровиты, а картины классиков выглядят скорее как творческая случайность, такая монументальная небрежность. И эта разница по значению своему — вроде культурной пропасти, отделяющей «Рабов» Микеланджело от каменных идолов, натыканных на острове Пасхи.

2

Отзывы пользователей о выставке «Обнаженная натура. ХХ век»

Фото МЛ Дядя Миша
отзывы:
4
оценок:
6
рейтинг:
13
9

В воскресенье наконец-то добрался до выставки «Обнаженная натура. ХХ век» в Доме Нащокина.

Имею удовольствие сообщить, что выставка превзошла мои ожидания (формировавшиеся с прошлого года) не только по качеству и количеству, но и по некоторым занимательным параметрам:

1. Неизвестные имена. Большая часть верхнего этажа (1900 – 1940е) занята российско-советскими художниками совершенно мне неизвестными. Татьяна Купервассер, Надежда Лермонтова, Василий Масютин, Лазарь Воловик, Александр Русаков... Фамилии, до сегодняшнего дня, ничего не говорящие. Оказывается, это очень приятно - открывать, что наша культура шире, чем имена 1го, 2го, и 3го ряда и богаче, чем противопоставление традиционалистов и нонкомформистов.

2. Обнаженка 20х, 30х, 40х годов! Мы с друзьями недавно радовались, что в 30х существовала реклама. Убогенькая, но человечная. А здесь – голые женщины, что не просто человечно, а еще и буржуазно, или, вот - голые мужчины (Кончаловский, «Купание Красной конницы», 1928) что совсем непросто буржуазно и очень непросто человечно. То есть, человеческие ценности во всей красе в то время, когда ковались "ценности вечные". И понимаешь, что для публики и госзаказа, если он у них был, люди писали вождей и героев, а это вот – для себя только. Поэтому вкладывались в голых натурщиков и натурщиц всеми мелкобуржуазными эмоциями. Например, Василий Пупкин, «голая дама», но энергия из нее прет, как будто Микеланджело приложился, или, скажем, Пикассо. Т.е. совершенно удивительные вибрации идут от скромно подписанных полотен. Исключение – первый советский академик и мой земляк А.М. Герасимов с тухлыми голыми бабами в бане.

3. Эскизность. Все представленное привезено либо из провинциальных музеев, либо из частных коллекций. Понятно, что с нашей любовью к централизации, все законченные шедевры хранятся в Третьяковках, а в Тулах и Вологдах – наброски и эскизы. Но может это тема такая, но эскизность тут оказалась очень даже к месту. Добрая половина экспонатов выглядит как экспрессионизм самого высшего качества.

Отдельная история - «Купание Красной конницы». Холст 430 на 320 см, выставлен без подрамника и рамы, просто свисает по стене. Крут сам по себе, а в этом свисании есть еще дополнительная такая небрежность, презентационный кураж какой-то.

В общем, выставка суперская. Я даже думаю, что первая такого качества на тему «ню-ню-ню».

Из обломов. Выставку рекламировали «Катей на пляже» Серебряковой, но видимо Кате с пляжа в душный музей не захотелось. Нету-с. Нижний этаж: художники советского периода, т.е. родившиеся при коммунистах, но не соцреалисты. Грустное зрелище по преимуществу. У меня есть общая теория, что большую часть того, что мы называем Советской культурой, создали люди, вошедшие в культуру до советской цензуры. Те, кто родились и жили при советах, не могли создавать никакую культуру в принципе, в силу своей и общей несвободы.

Возвращаюсь к выставке. Зато есть хороший каталог, репродукции и даже магнитики на холодильник, что ну очень круто для нашей выставочной жизни. Вот на таком магнитике за 90 р. я «Катю» и приобрел и уже прилепил на холодную эмалированную дверь. Пусть загорает рядом с египетскими рыбками и сердечком-бумагодержателем со слоганом, придуманным в краю американской готики и протестантской этики - “To hell with work let's go to Las-Vegas”.

Нечто такое же размашистое хочется сказать и мне после часового пребывания в первоклассной культуре.

3
Фото Sangryl
отзывы:
770
оценок:
868
рейтинг:
2026
5

"Отчего люди не летают как птица?" интересовалась Катюша. Данная выставка дает исчерпывающее объяснение этому недоразумению - потому что люди обладают огромной массой.
Я далека от того, чтобы презирать объемистые формы, сама не Твигги, и Рубенс мне не чужд. Но тело - это не только мясо, а женщина - это не только монумент.
100 художников собрались, чтобы заклеймить тело. Нелепые обутые (иногда - отекшие) ноги у обнаженных, да что там, голых женщин. Презрительно обрезанные головы. Личность, Индивилдуальность, сама Женственность пропадает, теряется, становится ГЛЫБОЙ, оставляя тяжелый жирный металлический привкус. За что же так не любят тело авторы?
Соглашусь и с тем, что сами работы далеко не перво, и даже не второстепенные - так сказать, лососина 2ого сорта свежести. Рядовые работы, набросанные копотью от лампы в военные годы.
Какая уж тут, в МЯСОрубке войн, одухотворенность человеческого творения, уважение к Богу, подобием которого мы созданы? Не римляне, не греки мы, XX век всех нас перекрутил в кровавое месиво.
Так вот, о месиве. Массиве. Массовости.
При моем росте 156 см на уровне глаз оказывались непременно бедра - что, сами понимаете, усугубило впечатление. Расположение картин, сам помещение и работы периода, когда рисовать разучились, как будто бы и не умели - тоже.
А бедра меня удивили - в 80% работ фигура была однотипна - с огромными окороками, из-за чего даже объем попы (мерка объем бедер) выглядит явно меньше, чем объем окороков на несколько сантиметров ниже. Мягко говоря, это некрасиво. Надеюсь, что даже у профессиональных велосипедисток такого не наблюдается.
Зато (возьму на заметку) удивительно свежо смотрится ню с натурмортом. Или натюрморт с ню. Вазочки повторяют изгибы, яблочки нужны для ассоциативного сцепления - женщина-голая-яблоко-ева-эротика и т.д.
В общем, если не получается рисовать красиво ню, но очень хочется, надо их с натюрмортами рисовать.
Помимо "хрестоматийных" работ (Серебрякова) понравилась оригинальная акварель Ф. Рерберга с неизбывнам названием "Натурщица". Оригинальность заключалась в технике - она выглядела карандашной. Правда, в том подлом темном закутке было трудно что-либо рассмотреть.
Понравилась скульптура (статуя?) "Жемчужина" Даши Намдакова. Остальные работы его не понравились, а "Жемчужина" совсем не та, которая у него на сайте под данным названием. У Кончаловского понравилась "Натурщица на корточках", а вовсе не пресловутая конница.
А вообще, обзор представленных здесь фотографий смотрится лучше, чем сама выставка.

2
Фото Дмитрий Барсуков
отзывы:
36
оценок:
37
рейтинг:
41
5

На четверку с минусом. По-настоящему сильных работ всего пяток - другой. Остальное - рядовые штудии с натурщицами. Известные имена представлены явно не лучшими своими работами.

1
Фото Doctor D
отзывы:
115
оценок:
143
рейтинг:
136
7

Галерея "Дом Нащокина" одна из немногих сейчас в Москве куда приходишь с интересом! Спасибо Вам!
Сегодня здесь открылась замечательная выставка, посвященная обнаженной натуре, в основном женской, но есть и мужские тела на масштабном полотне Кончаловского "Купание Красной Армии".
Писать что-либо об увиденном не хочется (это надо просто видеть!), а вот привести слова художника Василия Ситникова, написанные на его работе "Обнаженная спина"1958г, пожалуй можно: "Истинный художник должен делать и ж..у и лик богородицы одинаково затаив дыхание с восхищением красотой"!

1
Фото retro_duck
отзывы:
195
оценок:
244
рейтинг:
241
7

довольно любопытные инсталляции.
единственный минус - плохое освещение.
кое-где картины освещались неравномерно, а те что были расположены выше уровня глаз не освещались вообще. это показалось нам невероятно странным.

0

Галерея