Эклектичное собрание русской и европейской классики, так или иначе отыгрывающей исторические темы — как варианты побега назад, в историю, от наступающего двадцатого века. Кто-то бежит к античным мифам, кто-то к Средневековью, наши по большей части вспоминают Библию.
Декоративно-прикладная, Живопись, Скульптура, Инсталляция |
Девятнадцатый век в европейском искусстве похож на зверя Тянитолкая. Одна голова тащит назад, к эпохе Возрождения, другая все норовит скакнуть вперед, но куда именно — сама толком не знает, посередине — принудительная уравниловка по всем правилам классицизма. Выставка в Пушкинском — в конечном счете про эти терзания: несмотря на слова кураторов о стремлении к взаимопониманию всех культурных течений века, течения явно между собой не дружат. Злобные чертики Домье корчат рожи приличным барышням Энгра, жутковатые порождения Гойи лезут колючими сорняками в мир чинных прерафаэлитов, вместо ангелов, томных дев и вооруженных товарищей в эполетах тут и там появляются вполне земные бородатые рожи. И все это к концу столетия так и норовит скатиться к портретам проституток, прожигателей и прочих аморальных лиц — что, кстати, совершенно чудесно. Какой-то общий неотвратимый разгон времени заставляет одних бежать куда-то в Средние века, к тамошним неприветливым героям, других — кропотливо выстраивать палладианскую перспективу, наших — по большей части вспоминать Библию. Брюллов со зловещим размахом намечает на листе то, что станет «Последним днем Помпеи», Нестеров просветленным взглядом обращается к небесам. «Лики истории» — номинальный сюжет выставки — это, собственно говоря, варианты побега: многообразие сюжетов, в которых требовалось отыскать ключи к наступающему двадцатому веку. Как бы оглядываясь назад, это искусство все время о чем-то предупреждает, то ли о конце света, то ли о скором изобретении паровой машины. И кажется, последнее в контексте этого искусства точно будет пострашнее.
Очень интересная выставка (надо учесть, что я пришла на очередной концерт Декабрьских вечеров Святослава Рихтера и при этом смогла увидеть только её часть). Лики истории смотрели на меня с каждой картины! Особенно потрясли портреты Карла ХII и Наполеона I. Конечно же картины Ге, Врубеля, Бенуа, Борисова-Мусатова! Очень понравились коллекции фарфора, стекла, трогательные статуэтки. Удивляет изящество форм, утончённость и изысканность цвета. Естественно всё увиденное настраивает вас на определённое настроение и восприятие. Слушая классическую музыку именно в этих стенах, забываешь обо всём земном, таком мелком и ничтожном, по сравнению с ВЕЛИКОЙ СИЛОЙ НАСТОЯЩЕГО ИСКУССТВА!!!
Интересная выставка, сюжетная! Почти каждая картина имеет свою историческую или мифологическую основу. Например, картина с одиозной умирающей фигурой Марата художника Жак-Луи Давида, представленная из французского замка Визиль (кстати, портрет самого художника можно увидеть в зале постоянной экспозиции музея в разделе французской живописи). Красочно смотрятся прерафаэлиты из лондонской галереи Тэйт. Запомнился циничный и властный взгляд королевы Фредегонды у постели смертельно раненого епископа (тема династических «войн Фредегонды и Брунгильды»).
В отдельных витринах представлены керамические и серебряные изделия, потрясающие искусностью исполнения.
В итоге хочется многое перечитать заново и освежить в памяти те или иные исторические события, возможно открыть для себя новые!
Выставка сделана небрежно, на мой вкус. Осталось ощущение какой-то "вздрюченности" - на мой взгляд, хорошие картины рядом с посредственными теряют свой шарм, а уж вперемешку с эскизами и вовсе не смотрятся. К тому же освещение оставляет желать много лучшего.
Не поняла, какое отношение к историзму имеют прижизненный портре Наполеона или там его же солдаты в дозоре....
Еще минус - русская живопись вперемешку с европейской. Если хочется показать, что Россия - страна вовсе не первая в живописи - нет удачнее варианта.
Дежурные картины немецких мастеров смотрятся выигрышнее Васнецовских шедевров - этого ли эффекта пытались достичь?
Ну все равно как Клаудиу Шиффер рядом с Веркой Сердючкой ставить, да еще и сравнивать... поневоле.
Ради чего все-таки стоило сходить - по крайней мере мне:
ради "Триумфа религии в искусстве" Фридриха Оверберга,
ради "Чосера" Брауна
ради "Песни рабыни" Генриха Семирадского
ради "Христианской мученицы времени Диоклетиана в Тибре" Ипполита Делароша, которую я всегда называла "Офелией"...
ради Клеопатры Врубеля
ради сахарного Рафаэля, уговаривающего не менее сахарную Форнаринувсе остальное, конечно, просто ворчание...
Хорошая выставка.Лично для себя узнал много интересного.Но,думаю,что впечатления могли быть и менее яркими,если бы не тот факт,что мы попали в то время,когда п роходила экскурсия.Комментарии экскурсовода были действительно увлекательными и полезными.
Немного эклектичная выставка, тем не менее, прекрасно иллюстрирует пробуждение и эволюцию исторического сознания в XIX веке. Немного, правда, удивило обилие эскизов отечественных живописцев, а также некоторое пренебрежения предметами декоративно-прикладного искусства, все же для XIX века страсть к осязанию характерна весьма. Подбор полотен весьма репрезентативен и находится в полном соответствии с целями кураторов, разве что малость провалилось начало XX века, тут в основном мирискусники, европейцев же маловато. Иначе говоря, выставка из разряда must see, любопытна и занимательна.