Размах, с которым отмечают у нас 20-летие воссоединения Германии, производит впечатление: можно подумать, что падение Берлинской стены произошло в Москве. Сначала ЦДХ открыл «Европейскую мастерскую», проект московского представительства Евросоюза, косвенно связанный с исчезновением последнего препятствия к объединению Европы. Затем — фотовыставка «Падение Берлинской стены» в Манеже, показывающая жизнь людей по обе стороны баррикад. Потом похожая, но более слабая фотовыставка в ГУМе и, наконец, самая удивительная — «Меняющийся мир» в ГЦСИ, где Германия, Россия, Украина, Грузия и Казахстан пытаются осмыслить историческое значение воссоединения Германии. Но и этого оказалось недостаточно. Теперь в «Винзаводе», в Цехе красного, покажут собственно стену — куски бетона. Не с целующимися Брежневым и Хонеккером работы Дмитрия Врубеля и даже не с граффити 20-летней давности — подобно тем обломкам стены, что продаются в Берлинском музее. Это фрагменты стены, превратившиеся в арт-проект: в 90-х французский бизнесмен и коллекционер Сильвестр Вержер разослал 40 художникам аккуратно вырезанные из стены куски метр на полтора — чтобы художники сделали с ними все что угодно. В числе адресатов были Илья Кабаков, Сол ЛеВитт, Эрик Булатов и Бернар Пажес. Кабаков на своем куске бетона изобразил традиционную кабаковскую тетрадь и маленькие голубые крылья; Сол ЛеВитт — красный квадрат, равномерно покрытый красными же линиями, Янн Керсале перекинул через свой кусок ленту с нарисованными человечками, Жерар Фроманже нарисовал колючую проволоку и солдата. Стена в каком-то смысле являлась гигантским арт-объектом, породившим множество интерпретаций и смыслов, а уж ее разрушение было и вовсе символическим жестом — но вся эта богатая символика и метафорика осталась за пределами проекта: художники либо прямо указывают на свершившееся событие, либо вообще используют кусок бетона как обычный холст, без всякого исторического подтекста. Хотя, с другой стороны, можно увидеть в коллекции Сильвестра Вержера прямую трансляцию из тех времен, когда вся стена была покрыта граффити, записями жителей той или иной стороны, сердечками и любовными посланиями, цветочками, абстракциями, ружьями и солдатами.