Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Потерянный рай

Средняя оценка: 4.5 из 5

Голосов: 2

Проголосовать
Выставка закончилась
Потерянный рай

Собрание иллюстра­ций к Данте, деревянные головы ангелочков, русские иконы XVI века, японские танки ­XVIII века, табуретка Кабакова, рисунки Новикова, нимбы Топольского и еще 10 очень разных произведений о тоске европейского человека по утраченной гармонии.

Анри Руссо (Франция), Нико Пиросмани, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов и другие. Живопись, видеоарт, объекты

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 2
Александра Рудык

469 рецензий · 213 оценок · 583 спасибо

Возвращение в Эдем

Пара десятков разномастных авторов — известных и безымянных, классических и актуальных, каким-то чудом найденных и соединенных галеристкой Мариной Лошак в единую тему, — это у Лошак такой выставочный метод. Метод лишь на первый взгляд простой: придумать предельно конкретную тему — ну скажем, «Двери», «Салазки», «Вышивка» — и подобрать ­сопрягающиеся с ней экспонаты, числом поболее, видом поразнообразнее. Но простота... Показать полностью

Возвращение в Эдем

Пара десятков разномастных авторов — известных и безымянных, классических и актуальных, каким-то чудом найденных и соединенных галеристкой Мариной Лошак в единую тему, — это у Лошак такой выставочный метод. Метод лишь на первый взгляд простой: придумать предельно конкретную тему — ну скажем, «Двери», «Салазки», «Вышивка» — и подобрать ­сопрягающиеся с ней экспонаты, числом поболее, видом поразнообразнее. Но простота эта кажущаяся: Марина — искусствовед совершенно академический, можно даже сказать — музейный, занимается исследованиями русского авангарда, за про­стыми народными темами cтоят толстые каталоги, ­научные статьи и даже профессиональные открытия.

Новая выставка «Потерянный рай» — о тоске европейского человека по утраченной гармонии, о тяге к миру идеальному, трагически не совпадающему с реальным. Будь то не галерея «Проун», а, скажем, Третьяковка, выставка с таким названием была бы полна бестиариями, садами Эдема и изображениями Адама и Евы. У Лошак все более извилисто. К традиционным библейским сюжетам присоединены картины наивных художников, буддистские иконы-танка, идеалистические фотографии барона Вильгельма фон Гледена, резные головы мальчиков-­ангелочков, Тимур Новиков вместе с Новой академией, рисунки Гончаровой и Розанова, объекты Ильи Кабакова и неоновая надпись Трейси Эмин. Набор престранный. Всегда благосклонная к зрителю Лошак на этот раз чертовски требовательна. Понятные сюжеты вырваны из привычного контекста, и понять, при чем тут рай, почему именно эти художники и что, собственно, связывает все работы, иногда не так просто.

Чтобы хоть как-то классифицировать происходящее, вещи можно поделить на два ряда — те, где рай реален, ощутим и достижим, и те, где он, как и обещано в названии, потерян. В первую группу попадают вещи наивные: Леонов, Булыгин, Пиросмани — эти художники живут в архаичном неразделенном пространстве, для них рай — это состояние невинного простодушия. О том же неопримитивистские эксперименты Розанова, Гончаровой, Петрова-Водкина — попытка возврата к наивной подлинности. Иконы XVI века с благоразумным разбойником, которому Христос пообещал, что «ныне же будешь со Мною в раю», — транслируют идею о том, что Царствие Небесное никогда и ни для кого не бывает окончательно потеряно. Танка (XIX — начала XX века) — знак ­просветлен­ного райского состояния, гармонии со всем миром, которое не просто обещано за те или иные заслуги, а достижимо здесь и сейчас. Между христианскими картинами и танкой стоит работа Марии Синяковой: большое полотно, где с одной стороны Тайная вечеря, а с другой уже Будда. Недалеко деревянная пластика — пухлощекие головы мальчиков-ангелов, объемные и осязаемые обитатели рая. И тут же видео из практики кундалини-йоги про то, как этого осязаемого ангельского состояния достичь.

Второй ряд — рай упущенный, вернее, тоска по этому раю. По идеальным пропорциям, по предустановленной гармонии, по классической античности. Здесь, естественно, Тимур Новиков и его Новая академия, а рядом — фотографии барона Вильгельма фон Гледена (1856–1931), купившего в разгар Первой мировой виллу в Таормине с видом на залив. Все вокруг катится в тартарары, на мир накатываются футуризм, война и технический прогресс, а в Таормине — коктейльные вечеринки, розовые закаты и обнаженные идеальные мальчики, позирующие чудаку-барону с фотоаппаратом.

И вот закономерный итог: «This is another place» — сообщает неоновая надпись Трейси Эмин; Дмитрий Топольский показывает нимбы, как у католических скульптур — кружочки на палочке, напоминающие об утрате: вместо рая — дырка от бублика. Для современного художника сады Эдема не выглядят чем-то реальным и принципиально достижимым, ­представ­ление о рае заменяется фиксацией отсутствия оного, пустым выхолощенным знаком.

Да и вообще, из всего этого многообразия художников не найдется и десяти, воспринимающих рай как религиозный идеал. В лучшем случае рай — это соразмерный человеку мир, который исчез, но от него остались обломки, осколки и знаки, такие же дробные и многогранные, как логика построения ­выставки.

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Вещи 10 The future is female: 10 предметов с главным словом года

Игровые площадки для лучшего торжества

Космический квест, который точно понравится детям

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Масштабные игры для больших команд

Орехокол, ножи, блюда, мельница для перца, доски и игрушечный суши-набор — «Афиша Daily» выбрала 10...

Взлеты и падения первых супермоделей, вражда между дизайнерами, работа в Condé Nast изнутри и мода...

Олдскульная графика, новая искренность и больной моушен-дизайнер....

По случаю запуска совместной коллаборации C.P. Company и Leform «Афиша Daily» поговорила с...