Выставки Москвы

Выставка Спорт в искусстве, Москва
Новый Манеж, 21 – 31 октября 2009

0

Место проведения

Новый Манеж

Новый Манеж

8.0
«Младший брат» Манежа располагается в здании из красного кирпича, в котором находилась первая городская электростанция. Летом здесь ежегодно (каждый раз — на новую тему) проходит выставка современного искусства «Форум художественных инициатив». В течение остального сезона проходят самые разные выставки — от исторических до коммерческих.
телефон+7 (495) 692 44 59
адрес
ценаВход 20–250 р.
официальный сайт

Галерея

Отзывы пользователей о выставке «Спорт в искусстве»

Фото review
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
0
7

На выставке будет представлено около 60 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Государственного Русского музея, посвященных теме спорта и физической культуры. Среди них работы А. Дейнеки, А. Самохвалова, А. Пахомова, Л. Чупятова, М. Манизера и др.
Целенаправленное развитие темы спорта в различных видах отечественного искусства началось в советскую эпоху. Художественно-эстетические и этические принципы изображения спорта определились еще в 1920-е годы, когда с понятием гармоничного человека так же, как и в Древней Греции, стало прочно связано понятие патриотического. Ключевой становится идея покорения пространства и времени вкупе с идейно-воспитательной составляющей спорта, связанной с задачей подготовки физически развитого человека, который «готов к труду и обороне» (легендарный значок ГТО появляется в 1930 году, когда тема спорта окончательно утверждается в качестве важного раздела советского искусства). Спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям становится лейтмотивом таких работ, как «На стадионе» Александра Самохвалова и «Спортивные игры на стадионе» Сергея Луппова, проявляются в открытой форме в плакатах «Выше знамя красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!» Петра Караченцова и «Работать, строить и не ныть…» Александра Дейнеки.
Мотив героического как составной части спорта получил преломление в женских портретах-типах. Изображенные на них молодые девушки должны были справляться с новыми, ранее считавшимися совершенно не женскими задачами, именно благодаря спорту («Девушка в футболке» и «После кросса» Самохвалова, «Физкультурница» Ивана Куликова).
Вместе с тем в 1930-е годы создавалось немало посвященных спорту произведений, в которых агитационное, идеологическое начало было сведено к минимуму. Оно сменялось проникновенным лиризмом, любованием природой («Пейзаж с красным деревом (Бег)» Леонида Чупятова, «Лыжники» Сергея Лучишкина, «Стрелки из лука» Алексея Пахомова).
Курс на освоение классического наследия в 1930-е годы особенно отчетливо проявился в скульптуре, где изображения античных атлетов воспринимались как идеал воплощения образа современного спортсмена. В таких работах как «Физкультурница после плавания» Абрама Браиловского, «Серафим Знаменский» Сары Лебедевой, «Борцы» Матвея Манизера, «Бег», «Пловчиха» и «Дискобол» Самохвалова раскрыта совершенная красота обнаженного тела.
Романтика спортивных достижений в это время обнаруживала себя не только в живописных и скульптурных произведениях, но и в декоративно-прикладном искусстве. В фарфоровых статуэтках, вазах, чайниках, кружках и кубках с изображениями лыжников, стрелков и гребцов раскрывались новые грани того массового явления, которым стали спорт и физическая культура.
К концу войны спортивная тема возродилась вновь, обретя мажорное, праздничное звучание в картине Дейнеки «Раздолье».
На рубеже 1950-60-х годов значительным разделом спортивной темы становятся портреты известных атлетов. Классическим образцом представляется картина Дмитрия Жилинского «Гимнасты СССР». Среди изображенных - подлинные герои спорта, многократные олимпийские чемпионы Полина Астахова, Борис Шахлин, Юрий Титов. Интерес к выражению индивидуальности каждого соответствует духу времени середины 1960-х годов.
На конец 1950-х - начало 1960-х годов приходятся самые значительные успехи советских футболистов. Массовость и зрелищность футбольных матчей выразительно и оригинально раскрыта в серии цветных автолитографий «Стадион» Бориса Ермолаева - своеобразном аналоге телерепортажа об игре. Серийность вообще характерна для работ того времени, ибо многообразие видов спорта и спортивного досуга зачастую «не вмещалось» в рамки одной работы и требовало воплощения в развернутых циклах (литографии «Спринт», «Соперницы», «Под кольцом» Василия Власова).
Необычное преломление тема спорта получила в 1970-80-е годы в творчестве представителей «альтернативного» или неофициального искусства. Эмоциональная приподнятость и пафос, зачастую сопровождавшие прежде отображение этой темы намеренно снижались, а подчас и пародировались («Регбисты» Владимира Видермана, «Игра в мяч» Владлена Гаврильчика).
В отдельном зале фонд «Арт – Линия» представляет произведения известных московских скульпторов и фотографии современных столичных художников. Авторы видят в спорте не только победно-героический пафос. Их герои забавны и смешны («А судьи кто?...» Б.Черствого), иногда наивны и трогательны («Золотой мальчик» С.Бычкова), а порою насмешливы и ироничны («Летающий лыжник» М.Дронова).
Гуманистическая миссия спорта актуальна и сейчас, представляя, по словам поэта и спортсмена Роберта Рождественского, «великолепный сюжет для искусства».

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить