Краевед и архитектурный критик Николай Малинин открыл в МуАре выставку «Новое деревянное. 1999–2009». На выставке 100 фотографий авторства Юрия Пальмина и Алексей Народицкого, на фотографиях — 100 деревянных домов, арт-объектов и общественных сооружений, построенных Александром Бродским, Евгением Ассом, Юрием Григоряном и проч. Основная мысль выставки — в том, что деревянные постройки возвращаются в мировую архитектуру, и мы не исключение. Связано это с повышенным интересом к экологичности, с упрощением формы; в нашем случае дело дошло до того, что учредили целую архитектурную премию в области деревянной архитектуры — «Архиwood», прологом к которой и является выставка.
Маленькие прямоугольные дачи и павильоны — привет конструктивизму; скошенный частный дом с бочкообразной пристройкой — привет Мельникову; извивающийся, как змея, облицованный панельками-чешуями комплекс «Лисья нора» — салют органической архитектуре. Такие здания легко представить себе на страницах журналов Interni, Wallpaper или Casabella: с другой стороны, а что тут удивительного, архитекторы все — мирового уровня. Хотя вот это упоминание про «мировой уровень» часто вызывает недоумение; нет, архитекторы прекрасны, не очень понятно только, где их небоскребы, жилые дома, школы, стадионы и прочие общественно важные сооружения. Водочный павильон, ажурный домик для выставки, пара дач, тройка интерьеров, проекты для Венецианской биеннале и рисунки для международных конкурсов — вот вроде бы и все. Оказывается, не все: есть масса маленьких построек в Подмосковье, часть из которых не известна общественности вовсе. Экспериментальная форма, порожденная модернистским сознанием, то, что в европейской архитектуре зовется small stuff, только в нашем варианте — всегда в пригородах и, как правило, из дерева.