Самая удачная московская выставка к 100-летию дягилевских сезонов. Тут и гигантский занавес к балету «Голубой экспресс» 1924 года, и макет декорации к балету «Шехеразада» по эскизу Льва Бакста, и программки «Русского балета» сезона 1929 года в Монте-Карло и Париже работы Джорджо де Кирико, и еще сотни фотографий, костюмов и афиш.
Фотография, Живопись, Графика, Инсталляция |
Сергей Павлович Дягилев был тот еще прощелыга: не балетмейстер, не режиссер и не художник, он сумел объединить лучших петербургских композиторов, танцовщиков, постановщиков, культурных и художественных деятелей, соблазнив их заморскими далями и идеей продвижения русской культуры в Европе. Первый выезд с русским искусством в Париж состоялся в 1906 году: Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Валентин Серов, Филипп Малявин благодаря Дягилеву приняли участие в Осеннем салоне. Но настоящий фурор начался в мае 1909-го, когда Дягилев привез в парижский Театр Шатле собранную им балетную труппу — Ballets russes. Триумф дягилевских балетов отчасти объясняется тем, что ему удалось создать новаторское синтетическое зрелище, какого в Европе еще не видели, но главное, что создало феномен «Русских сезонов», — это масштаб участников: если танцоры — то Нижинский и Карсавина, если занавес — то Пикассо, если музыка — то Стравинский, если костюмы — то Бенуа, если сценография — то Ларионов.
Знаменитая сцена «Бегущие» Пабло Пикассо — занавес к балету «Голубой экспресс» 1924 года. Объемный макет декорации к балету «Шехеразада» по эскизу Льва Бакста. Костюм разбойника из балета «Дафнис и Хлоя» по эскизу того же Бакста. Эскиз программки «Русского балета» сезона 1929 года в Монте-Карло и Париже работы Джорджо де Кирико. Совместная выставка Фонда «Екатерина», Национального музея в Монако и Третьяковской галереи устроена сложно и многослойно — ровно так же, как когда-то балеты. Конечно, нет хронологии, деления на отдельные балеты, нет исторической справки; но есть общий дух: вот классический балет, вот ориентализм, вот собственно «русские» балеты — с этим все понятно. Странен лишь финал, где зрителя, cогласно пресс-релизу, поджидают «авангардные постановки наших дней». Ну то есть раз уж выставка устроена в честь столетия «Русских сезонов», то после тонких эскизов Бакста, экспрессивных занавесов Гончаровой и авангардных костюмов Ларионова логичнее было бы показать, к примеру, самого виновника торжества — Сергея Павловича Дягилева. При всем уважении к авангардным постановкам наших дней.
Я ТАНЦЕВАТЬ ХОЧУууууууууууууууууу!
выставка отличная! есть на что посмотреть. на видеоэкран с отрывками из постановок Дягилева таращатся (простите за такое свободномыслимое сказуемое) все, пока на минуте 20 не понимают, что уже повтор начался )
занавес по эскизу Пикассо (признаться только из-за него туда и пошла), конечно, оправдал все ожидания. Костюмы, стиль, свет - оформление выставки на лучшем уровне. И еще фото...много старых фото. с труппой театра, репетициями, гастролями. Мужчинки такие в котелках и с усишками, женщинки в платьицах, пальто и шляпах... мммм просто прелесть!
Выставка интересна) Но не то что бы про танцы....там всякие старые рисованные афиши, костюмы, макеты к декорациям на сцене и огромное полотно на всю стену, на котором изображено две больших женщины с оголенными грудями( тут она 4) В принципе красивые штучки есть)) можно и сходить) вход 200!
Посещению этой замечательной выставки обязательно стоит уделить день. Для того, чтобы прикоснуться к атмосфере той, увы, навеки минувшей belle epoque, эпохе созидания. Это время, которое подарило талантливейших людей-творцов, энтузиастов и профессионалов.
Музейное собрание, собранное из винтажных фотографий красавиц-балерин, пожелтевших афиш, «сжавшихся» костюмов, наполняется жизнью и звуками, «поет» и «танцует», что отражается в бравадных искренних рисунках у Гончаровой, игривых – у Бакста, меланхоличных – у Бенуа. Ну, а если Вы – романтик, то изображение, которое Вы увидите на экране телевизора, померкнет перед спектаклем, созданным Вашим воображением.
Выставка великолепна! Не хватило 1.5 часов!))) Уходить не хотелось, настолько радостное и светлое настроение создают все без исключения экспонаты: чудесные эскизы декораций, костюмы, театральные занавесы! А имена, стоящие под ними:Бенуа, Бакст, Гончарова, Добужинский, Серов!!! Фотографии-чудо! Так трудно было оторваться от них, лица необыкновенные, совсем другие, благородные, одухотворённые, счастливые! В общем тому, кто не был советую посетить выставку ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Взрыв красоты... нет, что-то не так... Как же это описать в двух словах, когда красота взрывает пространство мирной жизни Парижа? Когда на вас вдруг выливаются поток ослепительных красок Н. Гончаровой в балете "Жар-птица" или сказочные кружева Л.Бакста в «Шахерезаде»? А если к этому еще добавить завораживающие па Нижинского, Лифаря, Карсавиной, или магический голос Шаляпина в "Борисе Годунове", новую музыку С. Прокофьева или И.Стравинского? Нет, все-таки взрыв красоты! И неизбежный поэтому взрыв мозга! Вот что такое "Русские сезоны" С. Дягилева в Париже.
Прикоснуться к следам этого взрыва нам дает уникальную возможность выставка "Видение танца". Великолепно! Не пропустите!