Несмотря на то, что проект «Русское бедное» входит в программу Московской Биеннале, стоит он все же здесь особняком. И если многие из проектов Биеннале существуют именно внутри нее, то «Русское бедное» – это настолько мощная и самостоятельная экспозиция, что даже сложно приплюсовывать ее куда-то и к чему-то. «Русское бедное» – это всё. Наше всё. Тут и Осмоловский, и Косолапов, и чета Флоренских, и Шабельников, куда же без Кошлякова и «Синих носов», Бродского и много кого еще. В общем-то, тут не все, но практически все.
Бедное – не значит «плохое». Точно также как не значит «дешевое», «безызвестное», «маргинальное». Хотя, от последнего тут кое-что осталось, если смотреть вглубь истории советского арта. Когда не было ничего, а художник вопреки окружающему творил. Из всего. Эпоха ушла, но от себя не уйдешь: ножка от стула, старый таз и розетка в «скелетной» серии Ольги и Александра Флоренских, рубаха на средних габаритов Гулливера, «сотканная» Владимиром Козиным из старых автомобильных покрышек (кстати, работа называется «Я же говорил, что если постирать, можно еще носить»), «Синие носы» выкладывают супремы из колбасы и сыра, Алексей Каллима стыкует сигареты «Космос» на орбите, а Валерий Кошляков по-прежнему складирует оставшийся от упаковок картон, чтобы затем покрыть его монументальной трехметровой живописью, где скотч перемежается с краской.
Если любви покорны все возрасты, то постсоветскому арту – все материалы. Окурки и цемент, испитые чайные пакетики и груды металлолома: чем богаты – тем и рады. И пусть это на Западе разные там Дэмианы Херсты выкладывают черепа из бриллиантов: мы выложим бриллианты кафелем, а черепа – углем. И поверьте, и этот кафель, и этот уголь будут куда дороже иных «благородных» материалов. В русском искусстве главное – не себестоимость объекта, у русских – у них все по-другому.
"Русское бедное" - этой выставки я ждал целый год, и вот дождался. Понравились удивительно тонкие и точные в деталях "скелеты" Флоренских, "музыкальная шкатулка" Шабельникова, инсталляция Бродского с окнами и заводами, кандинские "Хлеба" Осмоловского.
Самое интересное, что представлено на Красном Октябре этой осенью. Подобные инсталляции из коллекции Пермского музея современного искусства вызывают желание прийти на выставку еще по крайней мере один раз, заставляют засмотреться, как на красивые безделушки, и задуматься, как о будущем, прошлом и настоящем. Сумасшедшие роботы, лопаты из знаков, рупоры на половину комнаты, "Союз-Апполон" из сигарет, непонятные штуки, улицы из хлама.. Да, это стоит того.