Выставки Москвы

Выставка Борис Михайлов, Москва
Московский дом фотографии, 22 сентября – 25 октября 2009

6.3
оценить

Представительная выставка фотографий харьковско-берлинского классика.

Место проведения

За более чем десятилетнюю историю существования музея под руководством Ольги Свибловой была собрана внушительная коллекция современной и классической фотографии. Собственной площадки у музея сейчас нет, так как старое здание на Остоженке находится на реставрации. Периодически организованные МДФ выставки проходят в Манеже и на других площадках. Среди постоянных проектов музея; проходящий раз в два года фестиваль «Мода и стиль в фотографии» и (с той же периодичностью) Московская фотобиеннале.
телефон+7 (495) 637 11 00
адрес
подробнее
ценаВход 20–250 р.
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Рудык
отзывы:
455
оценок:
207
рейтинг:
566

Советские призраки на фотографиях харьковско-берлинского классика

Вообще-то, в рамках 3-й Московской биеннале в Манеже должны были показывать фотографии итальянского арте повера — но по разным (в основном финансовым) причинам все отменилось. Возникшая на этом месте выставка — ­тоже своеобразное арте повера, только советское и постсоветское, сделанное харьковским фотографом, берлинским жителем, московским классиком, семидесятилетним ветераном актуального искусства Михайловым Борисом (можно просто Боб).

Выставка в Манеже — практически ретроспектива. Большие перетонированные, местами поцарапанные фотографии, от шестидесятых до девяностых, плотной развеской. Михайлов последние лет сорок снимает более-менее одно и то же — откровенные фотографии из глубинки. Его метод — подловить провинциального жителя в самый неожиданный момент; действительно интимный, или просто сентиментальный, или откровенно страшный из-за убогости и общего бытового ужаса, постсоветского или советского, на снимках Михайлова уже и не разобрать. Такая чудовищно откровенная экзистенциальная обнаженка. Эффект усиливают тонировки, наложение и царапины — превращающее документальные снимки в фотографии, взятые будто бы из чьих-то семейных альбомов, кажется, что всех этих людей и в живых-то уже нет. Вот посиневшие от тонировки люди с угасшим взглядом на фоне мрачной советской символики: не фотографии, а кадры из «Груза 200», при этом снято все в 1993 году, недалекое, в общем-то, прошлое.

Фотографии из семейного альбома, известно, лучше всего смотрятся в семейном альбоме: благо работы Михайлова давно собраны в книги, снабжены авторскими пояснениями и дополнены кураторскими текстами (и в таком виде производят едва ли не более сильное впечатление, чем работы Юрия Роста — признанного классика фоторепортажа). ­Распечатанные на полметра картинки, может, выглядят эффектнее, но эффект интимности, подсматривания, проникновения в чужую жизнь, где тебя не очень-то ждали, — теряется, а это самое важное ощущение от Михайлова. Сoffee table book, может быть, для мастера такого ранга звучит обидно, но в этом случае, возможно, это самый адекватный ­формат.

3

Отзывы пользователей о выставке «Борис Михайлов»

Фото oupsss
отзывы:
96
оценок:
217
рейтинг:
135
7

Холодным пятничным вечерком пригрелись в Манеже. Попали на выставку фотографий Бориса Михайлова, не планируя. При входе в зал встретили трогательные ч/б фотографии танцев после сорока 70-80х гг. Есть что по разглядывать, чему улыбнуться, что... Далее шли уже коллажи, переносящие в советское прошлое, передающие дефицит практического и профицит идеологического. Раскрашенные вручную ч/б фотографии, честно говоря, не очень понравились, но и они имели в истории фотографии свое место. Заинтересовали работы фотографов-подпольщиков, которые в советское время выполняли заказы на фото "Я и Сталин", "Совмещение фотографий живого человека и умершего", "Портрет на выбранном фоне"... Завершался зал перестроечным временем. Эти фотографии закрашены авторами в темно-синий цвет, что еще больше подчеркивает холодность и ужас пережитого.
По выходу из зала голова у нас была слегка квадратная. Впечатление не однозначное. Но однозначно то, что фотографии-свидетели прошлого должны быть и рассказывать о событиях, а мнение пусть сложит каждый свое.

0
Фото Виталина Барабаш
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Очень интересная выставка с определенной хронологией и выбивающемся из толпы стилем. Если Вы когда нибудь разрисовывали черно-белые фотографии фломастерами, вам обязательно понравится часть этой выставки. 90 годы представленные в виде сумерок почему то удивили меня и покорили чуть ли не сразу.

0

Галерея