Москва
7.5

Выставка
Против исключения

Основной проект Московской биеннале, собранный куратором Жан-Юбером Мартеном.
  • Против исключения – афиша
  • Против исключения – афиша
  • Против исключения – афиша
  • Против исключения – афиша
  • Против исключения – афиша
Живопись, Инсталляция, Новые медиа

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
15 сентября 2009

Как в анекдоте — как ни берется за дело человек, все у него получается пулемет, — так и тут: что ни возьмется строить ­куратор Жан-Юбер Мартен, на воду сходит обязательно Ноев ковчег (разве что фейсконтроль построже). Меньше никак — с такими-то принципами, как у Мартена, согласно которому равны все проявления и результаты деятельности, которую только можно определить как образотворчество. Это может быть алтарь вуду или инсталляция братьев Чепмен, но и в том и в другом случае это собирается из косточек; это может быть Пикассо или африканская скульптура, но если мы наблюдаем одни и те же формы, Пикассо не может заведомо выигрывать в наших глазах. Подобные сравнения представляют специалитет кухни Мартена, и он весьма преуспел в этой комбинаторике; тему Московской биеннале и ее основного проекта — «Против исключения» — Мартен озвучил год назад, но и двадцать лет назад от него нельзя было ждать чего-то иного. То есть если куратор — Мартен, это наверняка будет зрелище расчетливо ­эклектичное, в меру причудливое, энциклопедически ­разно­образное и этнографически разнородное, прихотливое, но доходчивое в этих его сопоставлениях; такое, чего еще недавно было не увидеть нигде, кроме как на выставках куратора Мартена. И что теперь является чуть не общим местом, хотя совсем недавно принципиальная всеядность Мартена находила только критику справа и недоумение слева; публика, впрочем, исправно голосовала ногами. Можно смело обещать, ничего подобного в Москве не видали: чуть не сотня авторов, которые представляют не то что разные континенты или культуры, а прямо разные эпохи, чуть не от первобытного общества до информационного, организовать всех — это такой трюк, которого здесь не проделывал никто. Мартен, кстати, по-кураторски не очень-то привечает звезд — нет, не из ревности, не потому что звезды несговорчивы и дорого стоят; а просто звезды имеют свойство сбивать зрителя с панталыку, когда от зрителя потребуется более уравновешенное впечатление. Потребление зрителем звезд — это один ритуал, а то, что имеет в виду Мартен, это совершенно другое. Фирменная его экзотическая зрелищность ближе к кабинету редкостей, кунсткамере — из всех форм бытования искусства мы возвращаемся, таким образом, к древнейшей в новоевропейской истории. Снова пытаемся удивиться заморской диковине. Чтобы нам не мешать, пока мы экстатического примитивиста Б.У.Кашкина из Свердловска, известного до сих пор лишь в кругу знавших его лично, примериваем к примитивисту Фредерику Буабре из Кот-д’Ивуара, воспроизводимому даже на рекламных билбордах; пока сравниваем милитаристскую одержимость в высокотехнологичных видеофресках АЕС+Ф и в мотивах ручных ковров безвестных афганских ткачих, а вполне интернациональные ­причудли­вости австралийки Фионы Холл отличаем от австралийских же причудливостей, но аборигенки Дорин Накамарры, — Мартен потихоньку убирает звезд в как бы отдельную программу «Классики современного искусства на 3-й Московской ­биен­нале»: это как культурное гетто, вечная его мишень, только ­наоборот; продолжая сравнение с ковчегом — каюты класса люкс; вот там Аниш Капур и Вик Мюниц, и Тони Крегг и прочие. А Мартен — сам себе классик — он как бы отдельно.

3
0

Отзывы

7
Zdravst vuyte
15 отзывов, 236 оценок, рейтинг 38
28 сентября 2009

Если вы хотите приобщиться к современному искусству - можете попробывать вырастить плесень у себя на стене, поставить гитару в клетку с канарейками или, в крайнем случае, запечатлить обнаженных друзей на пустой улице.
Примерно это и представляется публике в "Гараже". Помещение, освободившееся от автобусного парка, встречает 15-минутной очередью, и это только на вход. После процедуры покупки билетов и проверки металлоискателем можно сфотографировать падающую вниз буквами воду - и всё. После этого камеру предложат выключить и убрать, если вы не из прессы.
Гардероб плавно переходит в ресторан. Не знаю, как было с аппетитом у людей, которые ели напротив катающихся в инвалидных колясках восковых стариков с агонией на лицах, но выглядело все вполне неплохо.
Вход на основную экспозицию нашли не сразу, но хорошо хоть, что нашли. Сначала предложено посмотреть на жилистых людей формата А0, через пару метров - уже куры, как живые, так и, можно сказать, портреты. Ощущение, что попадаешь на сельхоз-выставку где-нибудь на ВВЦ.
А вот карту, предложенную на входе, дальше можно просто выбросить. В случайным образом разделенном помещении ориентироваться просто нереально, можно просто идти, куда глаза глядят. Пять минут таких хождений - и вот вы уже в комнатке со сгоревшим пианино и оплетенными нитками стенами. Внутри, мяго говоря, находиться не хочется, да и негде особо.
Клетка с ползающими черепахами и, кажется, тараканами, естественно, собрала больше всего людей. А дальше - снова очереди. В каждую более или менее значимую комнату - минут по пять. И хорошо еще, если внутри покажут фильм с опытами над телом, а не просто концептуально горящую свечу или несколько нервно летающих канареек. Хотя, возможно, это были и не канарейки.
К концу зала включаешься во всеобщий ажиотаж, да и очереди поменьше становятся. Скульптуры, непримечательные на первый взгляд, обретают форму в своих отражениях, картины с розово-голубыми разводами кажутся очень даже симпатичными, а оформленные в замок стиля ампир железки - тем более.
Голые люди, кстати, не впечатлили. Просто никак.
На выходе - комната с запахом пенициллина и толпа орущих детей. Пожалуй, всё.

6
0
7
фырточка
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
19 октября 2009

Для тех, кто не собирается читать до конца, сразу скажу, что выставка хороша, идти, безусловно, стоит.

В проекте приняли участие около 80 западных стран, а так же российские художники. В этом году нет общей темы биеннале, что позволяет каждому из художников выразить себя как раз в той теме, где давно «наболело», или просто представить на суд публики свои самые яркие работы, так что что-то свое, думаю, найдет каждый. Хотя, конечно, нужно понимать, что идете вы не в Третьяковскую галерею и хорошо бы морально подготовиться к многочисленным провокациям со стороны художников, частенько бросающих в шок.

А теперь поподробнее. Хотя кураторы выставки напротив настаивают на том, что это вовсе не провокации, а особое видение художника, но мне кажется, они лукавят: никому неизвестные (впрочем, до недавнего времени) мертвецы в костюмах haute couture, опять мертвецы, которые появляются на маленьких зеркальцах, если на них немного подышать (что я сделать так и не решилась, как-то жутковато). В ту же копилку кафе, которое располагается строго напротив манекенов-старичков, разъезжающих в инвалидных креслах. Это, на мой взгляд, буквально акт жертвоприношения искусству со стороны владельцев кафе, ибо местечко для релакса, мягко говоря, на любителя.

Итак, разберемся, википедия гласит: провокация — это действие или ряд действий с целью вызвать ответное действие / бездействие провоцируемого(ых), как правило, с целью искусственного создания таким образом тяжелых обстоятельств или последствий.
Так или иначе, провокация была и остается мощнейшим инструментом современного искусства, хотя будет несправедливо говорить, что она используется повсеместно, в
конечном счете каждый по мере собственного восприятия для себя решает сам чем пахнет эта мертвечинка, будь то провокация или особое восприятия мира художником.

В восприятии современного искусства в целом я для себя выделяю такую классификацию: либо это работы, несущие в себе глубочайшую смысловую нагрузку, либо это просто поиск формы, что-то красивое с эстетическое точки зрения, уникальное в использовании неожиданных материалов, либо самый редкий вид- симбиоз первой и второй формы, проще говоря: и глаз радует, и разум не оставляет равнодушным.

Мое первое яркое впечатление от биеннале случилось сразу на входе: пока бойцы у металлоискателей, борющиеся за нашу безопасность, осматривали мою сумочку, я уже наслаждалась видом ярко подсвеченного водопада, который ритмично падал порциями мелких капель, составляя из них слова. Прочесть было не так просто, но мне показалось, что это отрывок из сводки новостей, хотя очевидно, что четверостишие какого-нибудь классика придало бы романтизма, который так напрашивается.

Очень понравились птички, играющие на электрогитарах, действительно красивая идея! Среди «живых» экспозиций запомнилась огромная металлическая змея, внутри которой ползают черепашки и собственно живые змеи. Тут не обошлось без конфуза: несколько особо активных гостей выставки сумели довести змейку до злого шипения, тыкая в нее сквозь металлическую решетку стержнем от шариковой ручки. Что ж - в семье не без урода…

Удивительно хороши фото-рентген живых цветов, я всех их сфотографировала, один из них теперь красуется на моем рабочем столе. Завораживающе красивы серебристые спирали, подвешенные к потолку. Они крутятся в разные стороны, за счет этого кажется будто они либо вкручиваются прямо в потолок, либо, наоборот, из него вылетают, причем ощущение от увиденного меняется в зависимости от того с какой скоростью крутятся эти спирали: если медленно, чувствуешь умиротворение, если быстро, тревогу и хочется их притормозить.

Совершенно жуткое впечатление оставила инсталляция "алюминий изо рта". В комментарии к работе сказано, что она указывает на то, как язык влияет на человеческое сознание, темперамент. Темно серая вытянутая, как коридор комната, по центру в ней на высоких тумбах, словно огромные алюминиевые кости, переходящие одна в другую, а вдоль стены симметрично каждой из костей динамики, из которых шуршала, иногда гудела, иногда трещала человеческая речь на разных языках. По идее, нужно было пройтись по этому коридору и попытаться прислушаться к каждому из голосов, а потом к собственным ощущениям. По-моему, звук шел примерно на одинаковой громкости из всех динамиков, но я помню только отрывистое, режущее немецкое "schneller!". Казалось, будто этот крик заглушает все остальные, отчего по телу бежали мурашки, и хотелось скорее уйти. Не знаю, насколько автору удалось передать именно то, что изначально было задумано... Может, именно такого эффекта он и стремился добиться?

Помню работу с летающим на большом экране игрушечным вертолетиком, который долго-долго кружит, а потом разбивается о стену. Толкование сего творения вкратце такое: мир бренен, мы все умрем... Но общие впечатления от увиденного напротив довольно позитивные, особенно если смотреть не на сам вертолетик, а на уставших гостей выставки, которые почти засыпают сидя на лавочке, облокотившись друг на друга напротив экрана.

Первое место в моем персональном рейтинге занимает комната, разделенная строго пополам непрозрачной стеной, которая показана зрителю в разрезе. Тот самый случай, когда соединяются эстетическая красота и глубокий смысл. Одно пространство, где живут две противоположности или просто чужие друг другу люди. Вроде бы один на двоих стол, одно зеркало, мебель, но сквозь все это-стена и очевидно два разных мира между собой не соприкасающихся. Удивительно точно и емко эта работа рассказывает об одиночестве вдвоем.

Закончу тем, с чего начала: посетить биеннале, конечно, стоит, хотя бы для того, чтобы составить свое собственное мнение об уже столь нашумевшем в культурной жизни событии, едва ли вы останетесь равнодушны.

3
0
9
Люба О
140 отзывов, 346 оценок, рейтинг 181
26 октября 2009

"Против исключения" - выставка-обозрение глубины подсознания человека, живущего современными реалиями, человека, поглощенного массовым нагнетанием культуры средств массовой информации. Материал и форма. Звук и его отсутствие. Мягкое свечение огня и яркий свет прожекторов. Бешеная пляска антонимов, антагонистов и противоречий. Война, насилие, эротизм, этника.
Черная паутина детского страха, сердце которого - сгоревшее в соседском доме старое пианино... пробрало до мурашек. Советую пройти по выставке с экскурсией, организованной для детей!!! Увидеть мир глазами ребенка - бесценно.

2
0
5
Алена Иванова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
12 октября 2009

Согласна , что некоторые экспонаты - настоящие шедевы, а в основном , все похоже на творчество школьников - неумеек. Если уходишь с выставки утомленный , позевывая , значит зрелище было вялое, не возбуждающее мысли и энергетику существа. Жаль было тараканов, черепах, питонов - издевательство над живым.Несчастные птички,у которых не было поилок, еле ходили, а не то, чтобы порхать и задеватиь лапками и крыльями музыкальные инструменты.Птичек звать амадди ( по-моему), а не канарейки.Хотелось попить чего-нибудь,но старички в инвалидных колясках отбили всю охоту.А мы могли бы оставить немалую сумму в кафе.Очень впечатлило панно из бутылочных крышек, обгоревший рояль в паутине, фильм о Кевине Картнере, работа художника с объемным итзображением в пространстве - буквы - YES-SEX , отражение профиля в зеркале, голова и т.д. Что сказать- советую посмотреть,но смотрите и думайте, не спешите оголтело восхищаться откровенной глупостью, не имеющей никакого отношения к творчеству.

2
0
9
Наталья
14 отзывов, 13 оценок, рейтинг 19
25 октября 2009

Жизнь - сумасшедший дом, где безумные голые люди под крики петухов фотографируют стариков на колясках, в то время как где-то в темноте горит свеча, горит пианино, танцует газетный человек...

Водопад, складывающий капли в слова. Живые курицы. Ковёр из мусора. Творчество Гитлера. Сгоревшее пианино. Голые люди на улице. Животные в искуственных мехах. Свеча в темной комнате. Мужчины демонстрируют гениталии. Канарейки клюют зерно в корпусе гитары. Женщина испытывает оргазм. Макароны цветут на полу. Гигантские спирали танцуют. Камень падает на голову. Бульдозер. Индийский праздник. Смерть. Секс. Беспорядок. Дикость. Бессмысленность. И напоследок - с десяток восковых старичков на колясках, жутко контрастирующих с буйством жизни кафе напротив.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все