Что такое бидермейер, в общем-то, никто не знает. Потому что это не стиль — это эпоха, большая, страшная и застойная, случившаяся в Европе после наполеоновских потрясений и закончившаяся почти что в один день в 1848 году, когда смерти монархов и спонтанные революции опять все перебаламутили. Предметно говоря, бидермейер — это знаменитые произведения европейского фарфора. Чашки, вазы и тарелки тончайшей выделки, где в сусального золота рамках нарисованы миниатюрные императоры, виды лучших площадей великих столиц, цветы, лошади дорожайших пород, а еще корабли, птицы, ноты, ну и гербы, конечно. Фарфор этот всегда считался сокровищем, а по мере постепенной музеефикации всего, что было сделано в XIX веке, вслед за фарфором стали ценить и живопись. Живопись бидермейера в свои времена была исключительно популярна. Ее активно покупали не только королевские и великокняжеские семейства, но и менее авторитетные граждане: военные, дипломаты, богатые горожане. В принципе, это был первый стиль в живописи, который оказался доступен народу. За что и поплатился: и прозвище у него народное (бидермейер — на самом деле имя собственное, и переводится оно как «бедный Мейер», читай — Иванов), и претензии к нему предъявляются соответствующие — мол, вкус плоховат, а сюжеты пошловаты. Но такие выставки, как привезенная сейчас в Пушкинский музей коллекция князей Лихтенштейнских, доказывают обратное. Богатейшие люди с огромным опытом собирания, князья эти могли себе позволить не только покупать самое большое, но и выбирать лучшее. На их примере и выясняется наглядно, что, несмотря на кажущиеся популярными сюжеты, бидермейер — это искусство очень сложносочиненное. Художники, прославившиеся в основном изображениями благочестивых семейств и милых спящих детей, имели за плечами огромное академическое образование и свободно владели любыми приемами европейской живописи, от Ренессанса и голландцев XVII века до новейших приемов своих радикально настроенных современников. А еще выясняется, что бидермейер — это живопись искренних чувств. В истории его эпоху называют временем рождения национального самосознания, временем вглядывания в свою собственную жизнь, в родину, в дом, в семью и детей; временем, когда главными казались самые простые и базовые ценности. Как ни крути, на выставке в Пушкинском можно увидеть лучшие образцы европейского искусства первой трети XIX века. И убедиться в том, что живопись бидермейера — это как военный оркестр в летнем парке: если вы хоть раз видели это не в кино, то не будете спорить, что трудно найти что-нибудь более воодушевляющее.
- это не труднозапоминающаяся и столь же труднопроизносимая фамилия какого-либо баварца или австрияка :)
Это художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве (живописи, архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 г. Это целая эпоха в истории Австро-Венгерской монархии.
Biedermeier - название получилось из вымышленной фамилии простосердечного немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта "Biedermaiers Liederlust". В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей.
Выставка, о которой идёт речь, состоит из экспонатов частной коллекции князей фон Лихтенштейн, которая собиралась долгие годы. Ныне здравствующий князь в 2012 году намерен открыть Музей бидермейера в Вене.
Меня больше всего поразили портреты маленьких детей - ангелы спустившиеся с небес. Среди них самые выразительные на мой взгляд - портрет спящей принцессы Мари Францески фон Лихтенштейн в возрасте двух лет (кисти Фридриха фон Амерлинга) и портрет будущего императора Австрии Франца Иосифа I в костюме гренадера с игрушечными солдатиками, написанный Фердинандом Георг Вальдмюллером.
Если внимательно посмотреть на этот портрет маленького белокурого мальчика (будущего императора, прожившего долгую жизнь, после смерти которого наступил конец Австро-Венгерской монархии), то можно заметить характерные детали бидеймеровского стиля в изображённом интерьере: на кресло наброшена дорогая кашемировая шаль - дань изобилию Востока, под ножками мальчика - пёстрое ковровое покрытие, само кресло широкое, удобное, с изогнутыми подлокотниками. Весь портрет тщательно выписан, с изображением мельчайших деталей и военных атрибутов будущего главнокомандующего. Глаза небесного цвета с добродушием и наивностью смотрят на мир.
Великолепны цветочные натюрморты. Самый потрясающий:
Фердинанда Георг Вальдмюллера - "Розы"
Художники бидеймейера декларировали изображение скромной повседневности (!) в своих работах. Но это кажущаяся простота. Букет английских роз одного цвета в фамильном серебре. Розы изображены на всех стадиях цветения: от нежного бутона до опавшего цветка. В реальности натюрморт можно спутать с фотографией. Его хочется рассматривать неторопливо, наслаждаясь волшебством Мастера, достигшего верха реализма и не опустившегося при этом до банальности или китча.
Интересно было посмотреть акварельные миниатюры интерьеров бидеймейера.
Очень много пейзажных акварелей Италии и Альпийских гор.
Томас Эндер - придворный живописец, одним из первых начал создавать шедевры-пейзажи Альпийских гор и ледников прямо с натуры!
Есть уникальная возможность любителям горнолыжных курортов увидеть как выглядел Целль Ам Зее в середине 19 века :)))
Высавка впечатляющая! Так как до сих пор коллекция экспонатов княжеского рода не доступна для постоянного ознакомления, на выставке было замечено большое количество австрийских и немецких граждан, восхищённо рассматривающих старинную посуду, предметы интерьера, походные вещицы императорского двора.
В промозглую московскую погоду, когда радость и силы можно черпать лишь из прекрасной музыки, хорошего вина и тёплой компании старых друзей, эта экспозиция - дополнительный источник для вдохновения. Сходите, и Вы не пожалеете...
Это просто потрясающе!!К сожалению редко встретишь такую замечательную подборку картин и предметов быта..Я получила огромное наслаждение,обязательно схожу еще несколько раз...Понравилось,что в музее представлен большой ассортимент календарей,магнитов с репродукциями))Всем советую)
Очень даже хорошо!
Работы находятся в прекрасном состоянии и это поражает (содержание коллекции всегда дорогостоящее мероприятие!), практически все картины находятся под стеклом, которое абсолютно не мешает Вам наслаждаться увиденным, никаких бликов.
Выставка скорее понравилась)) особенно картины Фенде..
это действительно произведения для глаза обывателя, если понимать, что обыватель - это не обязательно человек с умеренным доходом..
эти картины можно презирать, и это будет оч. зря.. потому что в них жизнь, как она есть.. с родственниками, с детьми, с едой, с молитвой.. изображенная вполне себе искусно и оч. искренне.. и без сверх-задачи..