Декоративно-прикладная, Живопись, Графика, Инсталляция |
Возврат украинских художников в лице Олега Тистола и Николая Маценко к орнаменту как к основному художественному средству — очередное свидетельство возрождения национальной украинской культуры, упорно обосабливающейся от русской. И если теперь об этом принято кричать на каждом углу — глядите, у нас, украинцев, свое это и свое то, традиции, наследие, язык, Кличко, павильон на Венецианской биеннале, — сто лет назад на это и слов тратить не стоило: дураку было понятно — все здесь иначе. Украинское барокко, украинский модерн, украинский авангард — художники интересовались традиционным декором и орнаментом. Разумеется, нельзя сказать, что русское или мировое искусство были глухи к народному творчеству. Кандинский исследовал баварские иконы, Пикассо — африканские маски. Европейский модерн вообще провозгласил декоративное начало базовым принципом. Но украинцы, словно боясь пустоты, стремились покрыть узорами все, начиная с собственного дома и заканчивая агитплакатом. В 1927 году Дмитрий Андриевский писал: «Нужно быть украинцем, чтобы украсить цветами даже сухую алгебру и соединить в одной композиции розу и георгин с синусом и треугольником». Историки искусства выделили украинскую графику 1910–1920-х годов в отдельный «украинский стиль», родившийся благодаря Георгию Нарбуту, у которого барочная плотность, театральная игривость, национальная символика, гравюры XVII–XVIII веков сплетаются на государственных банкнотах и книжных обложках. Следом за Нарбутом к орнаменталистике обращаются украинские авангардисты и неопримитивисты. Условность формы, символизм языка, доступность сюжета художники большой ложкой черпали из народной картины, прежде всего западноукраинской иконы. Мария Синякова, Василий Ермилов сумели придать своим на первый взгляд подчеркнуто декоративным работам природные аллюзии и историческую глубину. Цветы и чудесные журавли на полотнах Марии Примаченко, нарисованные будто ребенком, на самом деле невероятно выверены с точки зрения изобразительности. В подтверждение актуальности темы к Примаченко, Ермилову, Нарбуту, Бурлюку, Косареву и другим украинским мастерам прошлого века, собранным в галерее «Проун» на выставке «Похвала плахте», добавлен наш современник Николай Маценко, сплетающий в причудливую арабеску цветы, балалайки, лопаты и молнии.
Специально ради этой выставки съездили на Винзавод.
Сразу говорю, что вход платный и билеты выдают прямо на входе в выставочный зал - 100 рупиев на гуманоида.
Во время выставки было такое ощущение, что ты попал на выс тавку творчества украинского детского сада и только подписи заставляли задуматься о том, сколько этому рисунку лет.
Интересные цвета и орнаменты - хотя их хотелось увидеть и побольше.
На любителя.