Рябушкина зачислили в мирискусники, но просиять в этом качестве он не успел. Пока передвижнически прел над идеей большой картины, его настоящий талант прозябал в расцвечивании исторических анекдотов.
Живопись |
Рябушкин для нас - художник старомосковской купеческой Руси. Выставка позволяет не только лишний раз взглянуть на известные полотна ("Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)", "Семья купца в XVII веке", "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии"), но и узнать Рябушкина как талантливого иллюстратора журналов и книг (именно в этом качестве он был известен современникам), запоминаются его иллюстрации к гоголевской "Ночи перед Рождеством". Работал Рябушкин и в области монументальной церковной живописи, (на выставке много эскизов росписи храмов), а также как театральный художник (к сожалению, эскизов декораций и костюмов не было). Очень понравилась организация выставочного пространства: как введение в эпоху фотографии сценок сельской и городской жизни, праздничные женские костюмы (сарафан и шугай - "парчовый холодник") для богатых крестьянок и купчих, праздничные женские головные уборы ("сборник", красивый "венец" изо льна, металлического шнура и бус), медные узорчатые пуговицы; как всегда на временных выставках Русского музея, жизненная и творческая биография художника. Картин Рябушкина не так много, как могло бы быть (подозреваю, что большая часть в Третьяковке); гораздо больше, чем законченных полотен, эскизов и этюдов, из которых запомнилась "Спасская башня Московского кремля" - привычное изображение остроконечной зеленой вершины венчает непривычный двуглавый орел вместо рубиновой звезды, а также этюды к "Ожиданию новобрачных".