Живопись, Графика, Инсталляция |
Молодой куратор Мария Байбакова действует на московской сцене как этакий миссионер от мирового искусства: ее специализация — сборные выставки «самого передового» и «самого актуального» искусства тех или иных передовых и актуальных стран. Три месяца назад она привозила выставку молодых британских художников: двадцать два автора — имена которых ввиду полной безвестности в России и вспоминать не стоит — демонстрировали зарисовки на тему русского балета, витрину с золотыми предметами, рисунки теней на стенах, сожженный мусорный бак; то есть, согласно пресс-релизам Байбаковой, «самые важные тенденции в современной художественной актуальной мысли». Пожалуй, самым важным и актуальным выглядел на общем фоне стриптиз девушки аргентинского происхождения Элоиз Форниелес вокруг подвешенной к потолку коровьей туши — и, разумеется, ни Херста, ни Трейси Эмин, ни прочих громких имен от Байбаковой никто не ждал, — но внятного кураторского месседжа и логично выстроенной экспозиции тут определенно не хватало, и никакие заклинания о «самом передовом и актуальном» их заменить не смогли.
На очереди Новый Свет. «Пять» — название выставки, незатейливо совпадающее с количеством привезенных авторов, которые, кстати, несколько известнее британцев. Например, видео Стерлинга Руби — с разноцветными каплями, кружащимися в воде, — было на второй Московской биеннале. Работа Мэттью Брэннона, милая композиция с цветком в горшке и с надписью «Sick Whore?», приезжала в Петербург в составе коллекции Чарлза Саатчи. Уэйд Гайтон и Келли Уокер через месяц будут представлять Америку на Венецианской биеннале. А Уалид Бешти, родившийся, к слову, в Лондоне, выставлялся в прошлом году со своими фотографиями на важнейшем американском показе — Биеннале Уитни. Настораживает лишь то, что пресс-релизы опять обещают «искусство, востребованное во всем мире» и «лучшее, что может случиться с арт-жизнью города», а значит, американская выставка может вновь обернуться набором стандартной галерейной визуальности, где кураторы не смогли ни придумать стройную концепцию, ни даже написать аннотации к произведениям: их предлагается подписывать самим посетителям. Ясно одно: по крайней мере «Пять» — название хорошее и честное.