Как сообщает каталог, «интересовали, прежде всего, художники наиболее значительные», но все равно — пусть речь о полусотне участников, это сильно напоминает эмигрантский пароход: плечом к плечу на верхней палубе, яблоку негде упасть. Как на фотографиях столетней давности в нью-йоркском порту, когда сотни и сотни глаз оказываются устремлены (пропустят? не пропустят?) в объектив камеры, пристроенной где-то на полубаке, — единственно, на таких фотографиях толпа выглядит однородней. Если итальянцы, все в пиджачках и канотье. Если польские евреи, то в лапсердаках и котелках. И совсем другое дело, когда это «американские художники из Российской империи», тут кто во что горазд. И хотя вроде полсотни народу всего-то, гвалт стоит изрядный.
Как выясняется на паспортном контроле, даже не все из Российской империи. Возданик Манук Адоян, известный как Арчил Горки, вообще-то, из Османской. Русские корни — это было ему почему-то важно — и дядю Максима Горького он придумал себе уже в Америке. А вот образцовый иллюстратор обложек Time Борис Шаляпин себе фамилию лучше бы действительно придумал, а то как-то странно. Кто-то, как Марк Ротко, урожденный Роткович, или Луиза Невельсон, в девичестве Берлявская, уезжали в таком нежном возрасте, что ничего, кроме американского, в них не разглядеть; образцовые экспонаты для Музея американского искусства Уитни. Российская империя как место рождения для таких — лишь напоминание, порой досадное, в документах. Кто-то, напротив, Америку эту в гробу видал (как Осип Цадкин) и, едва кончилась война, немедленно вернулся в Европу. А кто-то хоть и вернулся, вот как его коллега скульптор Липшиц, да в послевоенной Европе, видно, было все уже не то, не сладко — и они снова ехали за океан. Чтобы теперь возвращаться хотя бы отчасти. Что обещает нам несколько трепетных свиданий.
Сцена на причале. Встречаются двое Челищевых. Оба эмигранты, оба Павлы Федоровичи, Челищев из Третьяковки и Челищев, организованный Русским музеем. Челищевский магнум опус, «Феномена» из Третьяковской галереи, доставшийся Третьяковке полтора десятка лет назад, — это Челищев, конечно, особый. Кто видел «Феномену», тот в цирке не смеется. Но вот — есть Челищев и не менее странный. Странно, что мы вообще мало что знаем о Челищеве. Про которого известно все как-то вообще — де, работал у позднего Дягилева и щеголял постэкстеровским постфутуризмом.
Или вот сцена, когда встречающий Николай Фешин — живописец-трюкач, репинская школа и чуть не action painting — сразу не признает себя в вызывающе жаркой пестроте индейских эскизов Николая Фешина, Таос, Нью-Мексико. Куда все девалось? Где изящество, где школа и откуда этот яркий корпусный цвет, будто не Фешин это, а Малявин переехал в Америку? Когда признает, фыркнет: ну да, голод не тетка.
Или вот сцена — еще там, на том берегу океана. Алексу, Александру Либерману, знаменитому арт-директору Vogue, а потом редакционному директору Condé Nast, говорят доброхоты: бросьте вы эту придурь, ну какой из вас Колдер или Генри Мур?! Это после работы, наверное, вам красные дырки мерещатся; вот уже сам президент распорядился убрать с глаз очередную вашу стальную колобаху. И все же Александр Либерман (умер в 1999-м, самый недавний покойник из нашей полусотни; вполне можно представить его всамделишное самоличное прибытие) садится на пароход — может, не с самой большой колобахой, но зато со стальной и красной. Либерман переплывает океан — там, откуда он плывет, к нему относятся предвзято: дескать, воротила и авторитет, а художник по выходным. Но здесь-то он будет прежде всего художник, это раз, американец, два, притом все равно получается свой родной, три, — как этого всего, верно, не хватало ему там, на том берегу.
Пестрота, не то слово, социального происхождения и эстетических предпочтений еще усугублена разницей самих вещей, добытых в американских музейных, университетских, частных собраниях. Где ранний Горки не уступает классическому Ротко, но не потому, что так хорош ранний Горки.
Работы предприимчивых русских художников (больше половины из них евреи), которые однажды сели на корабль и приплыли в Америку.
Давид Бурлюк с большой картиной глазастых голодных безрабочих; с портретом Рериха, у которого из почти невидимого кармана выглядывает алый цветок. Пространство в этом портрете необычное - фоном являются горные вершины в любимом рериховском синем цвете.
Лившиц, слепивший Орфея. Тело Орфея судорожно скрутилось так, словно он нырнул в Гиблартар и не выныривал из-под воды в течение ста лет.
Конечно же, Марк Ротко с его цветосферами, сделавшими его Ротко: оранжево-белой, шоколадно-белой (из-за фиалетового защитного стекла картина отсвечивает).
И, наверное стоит обратить внимание, на геометрию Либермана.
Смешной быто-натюрмортный Николай Васильев создал своих героев из смешения чувства цвета и юмора.
А вы видели фиалетовую девушку Николая Фешина, которая играет в ярко-мармеладные игрушки?
А черный холст, покрытый пылью мистики Павла Челищева? Нет? Тогда познакомьтесь с черной Фло Таннер, это того стоит.