Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Американские художники из Российской империи

Средняя оценка: 4.5 из 5

Голосов: 2

Проголосовать
Выставка закончилась

Борис Григорьев, Давид Бурлюк, Макс Вебер, Марк Ротко, Арчил Горк, Жак Липшиц и другие. Живопись, графика, скульптура

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 1
Константин Агунович

785 рецензий · 173 оценки · 1018 спасибо

Некоторые штатские

Как сообщает каталог, «интересовали, прежде всего, художники наиболее ­зна­чительные», но все равно — пусть речь о полусотне участников, это сильно напоминает эмигрантский пароход: плечом к плечу на верхней палубе, яблоку негде упасть. Как на фотографиях столетней давности в нью-йоркском порту, ­когда сотни и сотни глаз оказываются устремлены (пропустят? не пропустят?) в объектив камеры, пристроенной где-то на полубаке, —... Показать полностью

Некоторые штатские

Как сообщает каталог, «интересовали, прежде всего, художники наиболее ­зна­чительные», но все равно — пусть речь о полусотне участников, это сильно напоминает эмигрантский пароход: плечом к плечу на верхней палубе, яблоку негде упасть. Как на фотографиях столетней давности в нью-йоркском порту, ­когда сотни и сотни глаз оказываются устремлены (пропустят? не пропустят?) в объектив камеры, пристроенной где-то на полубаке, — единственно, на таких фотографиях толпа выглядит однородней. ­Если итальянцы, все в пиджачках и канотье. Если польские евреи, то в лапсердаках и котелках. И совсем другое дело, когда это «американские художники из Российской империи», тут кто во что горазд. И хотя вроде полсотни народу всего-то, гвалт стоит изрядный.

Как выясняется на паспортном контроле, даже не все из Российской империи. Возданик Манук Адоян, известный как Арчил Горки, вообще-то, из Османской. Русские корни — это было ему почему-то важно — и дядю Максима Горького он придумал себе уже в Америке. А вот образцовый иллюстратор обложек Time Борис Шаляпин себе фамилию лучше бы действительно придумал, а то как-то странно. Кто-то, как Марк Ротко, урожденный Роткович, или Луиза Невельсон, в девичестве Берлявская, уезжали в таком нежном возрасте, что ничего, кроме американского, в них не разглядеть; образцовые экспонаты для Музея американского искусства Уитни. Российская импе­рия как место рождения для таких — лишь напоминание, порой досадное, в документах. Кто-то, напротив, Америку эту в гробу видал (как Осип Цадкин) и, едва кончилась война, немедленно вернулся в Европу. А кто-то хоть и вернулся, вот как его коллега скульптор Липшиц, да в послевоенной Евро­пе, видно, было все уже не то, не сладко — и они снова ехали за океан. Чтобы теперь возвращаться хотя бы отчасти. Что обещает нам несколько трепетных свиданий.

Сцена на причале. Встречаются двое Челищевых. Оба эми­гранты, оба Павлы Федоровичи, Челищев из Третьяковки и Челищев, организованный Русским музеем. Челищевский магнум опус, «Феномена» из Третьяковской галереи, доставшийся Третьяковке полтора десятка лет назад, — это Челищев, конечно, особый. Кто видел «Феномену», тот в цирке не смеется. Но вот — есть Челищев и не менее странный. Странно, что мы вообще мало что знаем о Челищеве. Про которого известно все как-то вообще — де, работал у позднего Дягилева и щеголял пост­экстеровским постфутуризмом.

Или вот сцена, когда встречающий Николай Фешин — живописец-трюкач, репинская школа и чуть не action paint­ing — сразу не признает себя в вызывающе жаркой пестроте индейских эскизов Николая Фешина, Таос, Нью-Мексико. Куда все девалось? Где изящество, где школа и откуда этот яркий корпусный цвет, будто не Фешин это, а Малявин переехал в Америку? Когда признает, фырк­нет: ну да, голод не тетка.

Или вот сцена — еще там, на том берегу океана. Алексу, Александру Либерману, знаменитому арт-директору Vogue, а потом редакционному директору Condé Nast, говорят доброхоты: бросьте вы эту придурь, ну какой из вас Колдер или Генри Мур?! Это после работы, наверное, вам красные дырки мерещатся; вот уже сам президент распорядился убрать с глаз очередную вашу стальную колобаху. И все же Александр Либерман (умер в 1999-м, самый недавний покойник из нашей полусотни; вполне можно представить его всамделишное самоличное прибытие) садится на пароход — может, не с самой большой колобахой, но зато со стальной и красной. Либерман переплывает океан — там, откуда он плывет, к нему относятся предвзято: дескать, воротила и авторитет, а художник по выходным. Но здесь-то он будет прежде всего художник, это раз, американец, два, притом все равно получается свой родной, три, — как этого всего, верно, не хватало ему там, на том берегу.

Пестрота, не то слово, социального происхождения и эстетических предпочтений еще усугублена разницей самих вещей, добытых в американских музейных, университетских, частных собраниях. Где ранний Горки не уступает классическому Ротко, но не потому, что так хорош ранний Горки.

Скрыть

Отзывы пользователей

Оценка: 4 из 5
alisamilla.livejournal.com

2 рецензии · 2 оценки · 2 спасибо

Работы предприимчивых русских художников (больше половины из них евреи), которые однажды сели на корабль и приплыли в Америку.

Давид Бурлюк с большой картиной глазастых голодных безрабочих; с портретом Рериха, у которого из почти невидимого кармана выглядывает алый цветок. Пространство в этом портрете необычное - фоном являются горные вершины в любимом рериховском синем цвете.

Лившиц, слепивший Орфея. Тело Орфея судорожно скрутилось так, словно он... Читать полностью

Все рецензии 2

Новые рестораны Тако на Даниловском, винный бар от «Рюмочной в Зюзино» и «Жадина-говядина»

Масштабные игры для больших команд

Игровые площадки для лучшего торжества

Космический квест, который точно понравится детям

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Прежде чем подводить окончательные итоги года в рубрике «Кино», мы предлагаем читателям «Афиши...

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...

Месяц назад в Москве открылся магазин детских книг «Маршак», который до этого полгода существовал в...

Кратко рассказываем, что достанется «Диснею» после исторической сделки по приобретению корпорации...