Книг по теории фотографии в России не публиковалось годов этак с 80-х. А потом в 2003 году вышла одна, очень серьезная — под заголовком «Фотография как». «Фотография может быть картиной в такой же степени, как нечто, написанное красками, — ею не быть». «Уникальность фотографии заключена в том, что это сотворчество художника и природы, это всегда игра для двоих». «Композиционное изображение живое, его можно уничтожить, если изменить что-либо, что-либо подвинуть или убрать совсем». Кроме абстрактных рассуждений автор дает конкретные советы, как создавать кадры с загадкой, подробно анализирует фотографии, описывает различные технологии. Создатель книги Александр Лапин — фигура для фотографической Москвы известная, в некотором смысле даже культовая. И все же для непосвященного зрителя, случайно попавшего на выставку «Школа Лапина» в «Винзаводе», первый вопрос будет: «А это кто такой?»
Лапин писал свою книгу двадцать лет, преподавал же все тридцать. На выставке немного снимков самого учителя и множество учеников разных возрастов и профессиональной квалификации. Есть даже совсем мальчики и девочки, купившие первую профессиональную камеру всего несколько месяцев назад. Пластично-архитектурный черно-белый лестничный завиток или два юных велосипедиста на фоне залитого солнцем дома — это сам Лапин. Наполненный ярким цветом вагонный интерьер или тонкий, ускользающий, еле заметный образ девушки в витрине с рекламой — работы фотографа Марии Ващук. Стройная композиция с девочкой, спрыгивающей с каменного шара за мячом на тротуаре, — снимок Геннадия Бодрова, трагически погибшего фотожурналиста «Курского вестника», самого именитого фотографа на выставке. Зрителю, задающемуся вопросом, кто такой Лапин, эти имена вообще ни о чем не скажут. Да, собственно, и не нужно — выставка не про фотографов, а про фотографии. Эти снимки — иллюстрации к теоретической части, изложенной в книге; второй том, дополняющий первое издание. К чему полезные советы, если можно просто сделать и показать.
Выставка непохожая на многочисленные выставки МДФ в Манеже, которые сливаются все в одну - километры прямых стен без акцентов, здесь все по другому.
Очень хорошая архитектура выставки, в которой использованы все преимущества Цеха Белого. Выделены три крупны е серии работ в отдельные боксы, для каждой отдельной маленькой серии создана воздушная стена! И выставка работ самого Лапина в конце на высоченной стене.
Удивительные фотографии - некоторые жанровые карточки - произведение искусства.
Одна из немногих фотографических выставок, заслуживающая внимания...