В 1991 году архитектор Александр Бродский создал инсталляцию о кладбищах, «74 чайных пакетика»: использованные чайные пакетики были выстроены стройными рядами, как памятники на кладбище. В 2005-м Бродский сделал инсталляцию о населенных пунктах, многоэтажной жилой застройке и экологии. В 2008-м специально для пермской выставки «Русское бедное» впервые использовал лайтбоксы, покрытые каллиграфической живописью. Теперь в Галерее Марата и Юлии Гельман сошлось все вместе.
У входа — огромное разросшееся кладбище: на этот раз ровные ряды «использованных» чайных надгробий воткнуты в крупную соль, а вокруг зеркала и бесконечная перспектива. Общую стройность нарушают лишь черные портреты каких-то удивительных носатых полулюдей-полугрифонов — не то из египетской мифологии, не то из городской канализации, — нарисованные ручкой на каждом пакетике, да еще и подписанные нечитаемыми каракулями. Рядом — сетчатые глиняные корпуса полуразрушенных фабрик, напоминающие жилые дома Бродского с Венецианской биеннале 2006 года. Только тогда на московскую застройку медленно и нежно падал снег, теперь внутри угрюмых зданий разгорается тревожный оранжевый огонь.
Но главное на выставке — лайтбоксы: их художник опробовал совсем недавно. Двухметровое оргстекло, серый акрил — словно пальцем нарисованные таинственные знаки и будто иглой процарапанные не менее странные картинки. Ассоциаций возникает множество: и китайская каллиграфия, и наскальная живопись, и детские книжки про террариумы, и советские мозаики с самолетами.
И вот тут-то все это внезапно склеивается воедино. Это остатки фабрик, вот запотевшие и закрашенные окна, на них миниатюрные человечки и прочие твари, и — конец: многомиллионное кладбище. Получается, что все это не просто собрание техник Бродского, придуманных им в разные периоды своей жизни, а размышление о разрушении, об уходящем времени, о судьбе архитектуры. Но и этот лирично-меланхолический смысл не способен стереть идиотскую блаженную ухмылку, появившуюся на лице еще полтора часа назад при чтении надписи «Александр Бродский «Окна и фабрики» на дверях Галереи Марата и Юлии Гельман.
Пожалуй одна из немногих выставок, способная поднять настроение и хоть на немного вернуть в мир детства. Но не в тот мир, который рисуют уставшие взрослые, как полный только добра и ничегонеделанья. А тот мир, который полон прежде всего волшебства и метаморфоз... В котором есть место разрушенным домикам, рисункам добро-злых чудовищ на стеклах и волшебному густому полумраку....
Необычная, своеобразная выставка. Проходя по залу, у меня создалось впечатление, что я попала в иллюстрированную книгу Египетских мифов.
Эффектно выглядят сами рисунки, как будто кто то очень высокий слегка дотрагиваясь пальцем создал их.
Так что для любителей небольшой абстракции и ценителей черно-белого welcome)