Выставки Москвы

Выставка Элеонор де Монтескье (Германия–Франция)
29 мая – 7 июня 2009

0

Русские глазами французской видеоартистки.

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Андрей Паршиков
отзывы:
4
оценок:
1
рейтинг:
3

Сочувственное видео про маргиналов, считающих себя людьми

Предчувствие — холодно-пренебрежительное: очередное скучное европейское искусство, созданное при поддержке грантов и институций. Точь-в-точь которое можно видеть на международных художественных форумах (но не в коммерческих галереях). Политизированное, критическое, почти документалистика, но все еще видеоарт — в подобном искусстве эстетские образы обогащены актуальными смыслами, и все comme il faut; ну вот как если видишь на обложке DVD каннскую пальмовую ветвь, то сразу понимаешь, что, скорее всего, ожидает напряг, правильное кино про тяжелую жизнь эмигрантов, нац- и секс-меньшинств и другие неприятные предметы, с чем обществу бороться тоже внапряг, но оно хотя бы не устает о них повторять. Постепенно, однако ж, по ходу фильма (главное, продержаться первые минут семь-восемь) неожиданно, будто про­тив собственной воли, — проникаешься. Так и с де Монтескье. Француженка с русскими корнями в первой эмиграции, долгое время прожившая в советском Таллине, ныне переехавшая в чистый европейский Берлин, — возможно, благодаря этому постоянному промыванию оптики она сумела рассмотреть что-то большее в нелепых и тревожных геополитических изменениях, нежели только политика, глобализация, топос и этнос. Элеонор постоянно ­возвраща­ется к уникальной ситуации бывшего соцлагеря — вот как она сама каждый год возвращается сюда на лето из Германии, глядя вокруг глазами одновремен­но и адаптировавшегося экспата, и человека, все еще испытывающего боль за ­малую родину и тоску (если правильно чувство этой экс- не экс-, видео- не видеоартистки называть по-русски тоской). Маленькие трагедии быта не то Эсто­нии, не то России настолько удивительны и вместе с тем понятны, что мураш­ки по спине. В фильме «Рыбак» — ­прак­тически кафкианская история семьи, члены которой имеют паспорта раз­ных стран и разные гражданские права, сначала вызывает легкую ироническую улыбку, но в конце накрывает абсурдистским страхом, поддержанным безупречным ритмическим «дистанционным монтажом», привет глубокоуважаемо­му Монтескье Пелешьяну. «Кринхольм» о старейшей и крупнейшей текстильной фабрике в Нарве: огромный безлюдный цех, страшный образ запустения не только общества, но и мира внутри челове­ка — это заткнет за пояс любой квазидокументализм а-ля Кен Лоуч. Ибо люди гибнут не за металл даже, а просто так, по чьему-то геополитическому скудоумию.

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить