Выставки Москвы

Выставка Владимир Кустов, Санкт-Петербург
Галерея Марины Гисич, 23 мая – 28 июня 2009, Санкт-Петербург

0

Место проведения

Пожалуй, самая серьезная в городе галерея современного искусства
Пожалуй, самая серьезная и успешная галерея современного искусства города открылась в доме на Фонтанке в 2000 году. Ее владелица Марина Гисич в буквальном смысле живет галереей: первый этаж занимает выставочное пространство и офис, второй — сплошь оформленная искусством полуприватная гостиная для встреч с коллекционерами и покупателями, на третьем — жилые апартаменты. Галеристка ответственно подходит к выбору авторов для продвижения и не ошибается. Среди тех, кто идет с ней все пятнадцать лет существования галереи, — фотореалист Керим Рагимов, инсталлятор Петр Белый и живописец Виталий Пушницкий. Из молодых, прошедших строгий отбор, — Семен Мотолянец, Татьяна Ахметгалиева и дуэт Анны и Алексея Ган.
телефон+7 (812) 314 43 80
адрес
ценаВход свободный
официальный сайт

Галерея

Отзывы пользователей о выставке «Владимир Кустов»

Фото Vaike Paike
отзывы:
2
оценок:
6
рейтинг:
0
9

«Какой это позор - смерть!
Вдруг превратиться во что-то…»
Эмиль Сьоран

Некрореалиста Владимира Кустова интересует, конечно же, не сама смерть. И даже не то, во что может превратиться человек после смерти – хотя проект и дает нетривиальный ответ на этот вопрос. Кустова занимает загадка кристаллизации - переходного процесса, который начинается при достижении некоторого предельного условия. Для жидкостей таким предельным условием становится переохлаждение или перенасыщение паром. А для человека - смерть.
Переходный процесс, который начинается тогда, когда человек не является ни живым, ни мертвым, а находится в состоянии трансформации из одного в другое, стал основным предметом исследования искусства некрореализма. Через переосмысление существующих в культуре образов умирания некрореализм рассматривает развитие человека, исследует диалектику жизни и смерти.
Однако некрореализм Кустова – это вовсе не сведенное к определенным мрачным формулам реалистичное изображение смерти и процессов умирания, «сумеречных состояний». Его искусство при более близком знакомстве отнюдь не является депрессивным: тема смерти является для художника внутренним коридором не только в иной мир непознаваемого, сколько к освоению других общих экзистенций, в первую очередь – жизни. Таким образом реализм в изображении смерти при этом не подразумевает отталкивающей натуралистичности, что достигается, в частности, за счет использования черно-белой гаммы, где черный (графит) – цвет жизни, а белый (алмаз) – цвет смерти.
«Кристаллизация» - этапный проект в творчестве Владимира Кустова, в нем синтезирован многолетний опыт применения некрореалистического творческого метода. Катализатором «кристаллизации» этого проекта в сознании художника стала информация о компании, которая на заказ производит синтетические алмазы из усопших. Ее рекламный слоган - «драгоценность из человека». Чтобы превратить человека в бриллиант, тело сначала кремируют, а затем пепел подвергается невероятно высокому давлению в 50—60 тысяч бар при температуре +1500 градусов по Цельсию.
Тема воздействия высокой температуры на человека давно интересует Кустова. Впервые она отчетливо прослеживается в его работе «Прошлогодние нудисты» (1995), с заметной аллюзией на средневековые «Пляски смерти».
Визуальный образ «позы боксера», которую принимает тело при обгорании, неоднократно осмыслялся в работах Кустова. Впервые «поза боксера» была описана в «Атласе судебной медицины» Эдуарда фон Гофмана, который в 70х-80х годах 19-го века был профессором паталого-анатомии в Венском институте судебной медицины. Атлас попал в руки В. Кустова в 1982 году, это было издание 1900 года. Кустов вспоминает, что благодаря атласу Гофмана «мы [некрореалисты] спонтанно наткнулись на труп, … и у нас появился интерес к смерти, даже не к смерти, а к трупу», а также к телесным повреждениям, травмам и процессам разложения. Трупы в книге были изображены вертикально, чтобы облегчить студентам медицинских вузов изучение телесных повреждений. Однако эта ориентация тел имела дополнительный эффект, как бы превращая труп в живого субъекта, оживляя его.
По словам Кустова: «Достаточно было изменить положение фотографии, и труп становился ни живым - ни мертвым, ни человеком - ни трупом. Труп превращался в нетруп. Это промежуточное состояние было особенно интересным».
Кристаллизация как ступенчатый процесс визуализирована Кустовым в виде шестидесяти четырех автопортретов, выполненных в технике лазерной гравировки внутри пронумерованных кристаллов.
Кристаллы расположены в форме четырехярусной пирамиды; порядок их расстановки соответствует математическому закону «магического квадрата» (магический квадрат – это квадратная таблица n х n, заполненная n2 числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова). Квадрат восьмого порядка, где n=8, называется квадратом Меркурия (8 – число Меркурия). В римской мифологии Меркурий был не только главным богом коммерции и прибыли (алмаз из родственников как товар).
Но он был, так же, как Гермес, психопомпом римлян, приводя недавно умершие души в загробную жизнь.
Художественное исследование процесса превращения праха усопшего в алмаз, то есть в объект, имеющий реальную потребительскую ценность – это еще и проявление удивленного восторга автора современностью – эпохой тотальной коммерциализации. Кристаллы, спрессованные из праха усопшего, после огранки называют «бриллиантами памяти», их можно носить в кольце или кулоне. Но при желании бриллиант из родственников можно и продать, как любой другой синтетический бриллиант, что переводит тему смерти в иное деонтологическое измерение.
Абсолютно прозрачный, (кристально прозрачный как в буквальном смысле, так и в своем символическом значении) объект на вершине пирамиды Кустова - это еще и финализация хронотопического опыта, где каждый кристалл фиксирует постоянное изменение объекта в реальном времени со стремлением к своему логическому завершению. Кристаллизация - это автопортрет переходного состояния, созданный совместно художником и хроносом, где время само является магическим кристаллом, разгадка которого читается жидкокристаллическими цифрами при взгляде сверху. И этот немного отстраненный взгляд сверху позволяет увидеть, что в проекте Кустова «Кристаллизация» очень мало смерти – он гораздо в большей степени про загадки жизни, времени, мироздания и человеческих ценностей.

Павел Слуцкий

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить