Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.2

Выставка
Евгений Антуфьев

Тряпичные куколки с зубами.
  • Евгений Антуфьев – афиша
  • Евгений Антуфьев – афиша
  • Евгений Антуфьев – афиша
Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
26 мая 2009
Тряпичные куколки с зубами

Антуфьев родом из Тувы, отчего ­со­блазнительно все списать на шаманизм, на магию или на впечатления от нее, тамошней, — плюс трепетное личное отношение к миру вокруг. «Лишь пребывая в постоянном страхе, человек/художник может сохранить пластичность восприятия», — говорит автор. От этого уже вторая персональная выставка — и снова детский страх как тема: ты постоянно в ужасе перед возможным, вот-вот что-то обязательно случится; умрет мама, если будешь наступать на трещины в асфальте, пишет в предисловии Антуфьев, или выползет нечто из ванны; ну и такое тоже бывает. Нечто, эмбрионы недооформившихся существ — это его рукотворные куклы. Постоянное озирание поокруги, не приближается ли кто; поглядывание под ноги: не попадется ли и там кто или что-нибудь? — это его гербарии и ­ос­суарии, objects trouves, они произво­дят сильное впечатление «не от мира ­сего». «Вы человек религиозный. Что это за ­религия?» — спросил я его. Он ­ответил: «Верую в Бога. Но есть и дру­гие сущности».

Первая персональная выставка, полгода назад, в московском «Винзаводе», была про то же детское; оборона от «других сущностей» тоже была сюжетом. «Глобус» прямо предлагал повторить, но Антуфьев сделал иначе. Не совсем, но иначе. Так что теперь у него полторы персональные выставки. У той, первой, было название «Объекты защиты», ­от­чего «объекты» хотелось немедленно ­поменять на «средства». Средство или способ и есть — заговаривание, ­задабри­вание, выстраивание заслона против прущих сущностей. Но тогда появлялось бы ощущение, будто эти шитые болванчики и идольчики, обереги и фетиши, франкенштейны в масштабе сардины и собственноручная вышивка гладью — все эти эфемериды не работают. Именно что не «средство», не помогает. Ему-то, может, и помогает; хотелось бы, чтоб помогало; мне максимум дает по шарам. Химеричный мир ассоциаций для Антуфьева будто менее призрачен. «Как и все дети, собирал в детстве. Марки, ­кости, зубы», — объясняет Антуфьев свои множества непонятно чего: бисер и кости, корешки и клочки, набивные ­головастики нитками наружу и вываренные собственноручно автором черепа не им убитых животных — весь этот жутковатый, когда про себя перестанешь ­хихикать, универсум антуфьевской инсталляции сам нуждается в неприкосновенности.

Куда уходит детство? Вот, ­полю­буйтесь.

1
0

Отзывы

7
Роман Ос(ь)минкин
56 отзывов, 58 оценок, рейтинг 14
9 июня 2009

Молодой художник Евгений Антуфьев родом из Тувы, где многие народности еще кочуют, а камлания шаманов проводятся в городах как официальные мероприятия. Отсюда «миф» и «ритуал» для Антуфьева - не выхолощенные постмодернистской вторичной архаизацией понятия, а разворачивающиеся в повседневной жизни события (собственно поэтому художник и позволяет говорить о себе как об актуальном, а не занимающимся народным промыслом).
Творчество Антуфьева проявляет свою неразличенность с тем, с первым мифологическим сознанием, но уже не в форме преодоления незнания, а как осознанный способ погружения в незнание, создание собственной защищенной модели существования (первая его выставка на Винзаводе так и называлась "Объекты защиты"). Художник самолично счищает мясо с черепов умерших животных, собирает зубы, шьет куклы, изучает книги по работе с тканью и искренне недоумевает, как можно использовать технику и наемный труд в создании предмета искусства. Нас же будоражит и тревожит некая двойственность его творений: с одной стороны они хранят в себе силу оберегов и амулетов, а с другой позволяют взглянуть на свою сакральность в безопасном эстетическом режиме выставки.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все