Васька-фонарщик (он же Василий Ситников, 1915–1987) — художник-юродивый, сидел в тюрьме, лежал в психушке, был другом всех несогласных и учителем всех жаждущих. Для нонконформиста — набор стандартный. Странность лишь в преподавании. Ситников держал у себя в коммуналке подпольную художественную школу, про которую в Москве 50-х было известно всем, включая чиновников. Но прикрыть ее не пытались, Ситникова из страны не выгоняли — он же придурковатый, сумасшедший со справкой, что с него взять (впоследствии Ситников добровольно расстался с советским паспортом, уехав в 75-м в Америку).
«Я могу всех научить рисовать голых баб сапожной щеткой», — говорил «профессор всех профессоров» Василий, пока по обшарпанным лестницам дома на Лубянке рассаживались его ученики, отставные военные, зеленые юнцы и будущие шестидесятники — все рисовальщики с задатками гениальности. К слову, самого Ситникова рисовать никто не учил: по профессии он судомеханик. Попутно Ситников работал на строительстве метро, был художником-мультипликатором и модельщиком у режиссера Птушко (он смастерил кондора для фильма «Дети капитана Гранта»), показывал диапозитивы на лекциях профессоров Суриковского института, шил себе брюки по последней моде, катался по Яузе на байдарке собственного производства, да и рассказчик был замечательный, даже умел доходчиво объяснить смысл абстрактной живописи. Сам же рисовал на двухметровых холстах одинокие белокаменные монастыри с золотыми куполами, утопающие в тумане, в снегу или в плотном осязаемом воздухе. Иногда окружал церкви людьми: милиционерами, пьяницами, девицами на каблуках и праздными зеваками. Рисовал насмешливые жанровые сценки и автопортреты, в основном тоже насмешливые. То он лежит с балалайкой на травке, повернутый к зрителю грязной пяткой, то бежит по полю за обнаженной девицей на горизонте. И цитата про щетки — вовсе не преувеличение, это у Ситникова такая техника была: нарисует женский торс и давай растирать невысохшую краску сапожной щеткой, достигая эдакого загадочного сфумато. При этом композицию соблюдал дотошно, симметрию выверял до миллиметра, иначе нельзя — он же учитель, его работы — академический образец.
Галерея «Наши художники» подготовила первую большую ретроспективу Ситникова в Москве. Но самое любопытное здесь — даже не картины художника, авторство которых — вопрос непростой (Ситников зарабатывал живописью, умел писать под заказчика, иногда подписывал своей рукой работы учеников — у иностранцев в те времена на «русские зимки» был большой спрос; при этом умер в Нью-Йорке в полной нищете). Самое интересное — штудии учеников, поля которых сплошь исписаны рекомендациями учителя: «если уж двигать рукой, то в твоей руке должен был быть не карандаш, а обломок кисти», «обязательное условие — слушать меня беспрекословно».
галерея "Наши художники" находится в оазисе вроде бы богатства - Рублево-Успенское шоссе.. на самом же деле вокруг такая старая деревня, бабушки торгуют цветами.. словоохотливая дама постбальзаковского возраста одобрила наше желание с подругой посетить галерею, спросила, что там сейчас выставляется.. галерея это такая местная фишка, предмет гордости..
галерея место славное.. хотя и выставлено не то что бы как положено.. почему-то на 2 этаже врепережку и начало деятельности Ситникова, и уже американские 80-е..
Ситников художник великолепный.. как это можно было так краску растирать, а? и так рисовать голые тела.. но все это немножко напоминает Ферма, что писал на полях - мол теорему я знаю как решать, но это сейчас не важно.. такое впечатление, что и Ситников больше забавлялся, чем гордился своим умением.. американский период производит удручающее впечатление..
галерея прекрасна. видно, что люди делают деньги. видали мужичка, завидующего и хвалящегося своей возможностью когда-то закупить Ситникова за дешево.. печалное душераздирающее зрелище.. позор таким людям! сапожной щеткой их в выю! а Ситникова - хотя и ехать далеко - смотреть стоит.. советую..