Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Рукоделие

Ретроспектива вышивки в русском искусстве.
  • Рукоделие – афиша
  • Рукоделие – афиша
  • Рукоделие – афиша
Декоративно-прикладная

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
9 июня 2009
Впечатляющая ретроспектива вышивки в русском искусстве

«Рукоделие» в галерее «Проун» открылось, мягко говоря, не вчера — но выставка настолько хороша и идет настолько долго, что лучше поздно, чем совсем не. По первому описанию все выглядело не слишком заманчиво: галерист Марина Лошак в последнее время как-то окончательно переключилась на декоративно-прикладное искусство — то у нее расписные двери, то крашеные салазки, то примитивист Панас Ярмоленко, теперь вот вышивка — венец народного промысла и женской покорности. Но оказалось, не все так просто. Во-первых, сколько же здесь мужчин: Эль Лисицкий, Тимур Новиков, Леонид Тишков, Евгений Антуфьев. Во-вторых — это какая-то потрясающе продуктивная и потрясающе малоизученная техника, которая мимикрирует под все «измы» и художественные направ­ления на свете. Миленькие картиночки, прогуливающиеся парочки — это мирискусница Надежда Псищева. Экспрессивные абстрактные полотна — это авангардист Александра Экстер. Она, кстати, первой отправилась в украинское село Вербовка изучать народное и церковное шитье. Через пару лет подтянулись Малевич и компания — появилась супрематическая вышивка. Оригиналов не сохранилось, все представленные на выставке работы кропотливо воссозданы по эскизам Малевича, Ольги Розановой и Любови Поповой, найденным в одной из украинских библиотек. Хан-Магомедов верно писал, что это вовсе не вышивка, а «декоративно-орнаментальная суперграфика». Именно с приставкой «супер»: для людей, работающих с цветом и пространством, вышивка стала суперчестным искусством, с суперобъективным происхождением и суперподлинной историей. Есть на выставке и нежно-девичьи пейзажи, созданные Александрой Лукашевкер и Верой Вульф; последняя вообще ходила работать на пленэр, брала с собой вместо холста и красок коробочку с иглой, нитью и разноцветными лоскутами и легко наметывала будущую картину. Есть и вторая поло­вина века — Тимур Новиков с вышитыми солнышками, и Леонид Тишков с даблоидами, Дима Топольский с педантично вышитой перхотью и Глюкля с белым платьем, пронзенным красной бисерной фразой «Я встаю в 6 утра и читаю Гегеля». Наивно? Супер!

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все