Илья Орлов








Исчезающее петербургское настроение в пейзажах Обводного канала.
Не то чтобы ведуты Ильи Орлова вызывали бешеный восторг, если оценивать их просто как городской пейзаж, — да-да, явная «ленинградская школа», не то тридцатые, не то шестидесятые, плюс разделить на сколько-то это впечатление. Сам сюжет, с которым работает художник — конец Обводного канала, — восторгов вызывать не способен. Чем там восторгаться; ну или становитесь тогда Ильей Орловым или, скажем, некрореалистом Юфитом, который от этих мест торчит тоже. «Этот район не имеет устоявшегося названия, поскольку у него нет и определенных границ. Это уже не «Коломна», но еще не «Нарвская», это и не «Семеновский полк», и не «Московский проспект», и не «Фонтанка», и не «порт», и не «Техноложка», — предупреждает Орлов в предисловии к своей серии пейзажей петербургского Дикого Запада в период после золотой лихорадки. Которую серию он исполнял годами, постоянно дивясь: вот ведь, вывеску сняли, а вчера была; корпус разобрали — а я, пока писал, думал, что это будет вечно… Жутковатая пустынность, будто и в самый зимний полдень здесь белая ночь, ненужность бывших заводских построек, столь разительно противоречащая их вроде бы заданной практичности; заброшенность вкупе с бывшим, все еще ясно ощутимым величием, — то, чем, собственно, славился в поздне- и постсоветскую эпоху «наш город», ради чего и паломничали сюда, — все будто сконцентрировалось в этих маргиналиях.